Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote in history_of_art,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars
history_of_art

Category:

Библия глазами соцреалиста. Гелий Коржев

Оригинал взят у taanyabars в Библия глазами соцреалиста. Гелий Коржев


В названии выставки - элемент то ли иронии, то ли эпатажа. Художник не дожил несколько месяцев до открытия, но готовил ее сам и название скорее всего тоже придумал именно такое. Бессмертные сюжеты воплощались поколениями реалистов, а много ли меняет добавка "соц"? Да и "заслужил" ли ее художник?
Я не знаю, был ли и Коржев верующим. Но знаю, что библейские сюжеты для него - не дань конъюктуре (почему-то мне кажется, что даже в триптихе "Коммунисты" нет ни грамма конъюктуры): "Когда я потерял сразу двух своих родителей, долгое время из-за боли не мог ничего рисовать. Делал только вот эскизы на библейские темы. Получилась целая серия…".
Это было начало, всего экспонируются 16 картин, плюс наброски к ним.
Для меня эта выставка - Библия глазами человека, выросшего в атеистической культуре и пришедшего к осмыслению Библии на склоне лет, с накопленным запасом опыта и мудрости. Лишенного шор и пиетета, имея возможность посмотреть и осмыслить то, что кажется само собой разумеющимся.
Результат изумляет, шокирует, возмущает, проникает, заставляет думать. Я коснусь только двух сюжетов. Первый - Адам и Ева. Картина, с которой я начала - "Лишенные рая". Даже остатков красоты здесь нет. Изможденные тела, стоптаные, кровоточащие ноги, кончающиеся силы, выжженная земля...
А этой картины я не нашла в сети, поэтому ставлю свое фото. Она называется "Адам и Ева в старости"



Вот эта старая карга и есть Ева... Но почему-то глядя на них и вспоминая первую картину, я испытываю... гордость что ли. Ведь они выжили, преодолели. Стали людьми.

Второй цикл - Благовещенье. К нему много эскизов. И опять - где благость, где одухотворенное лицо? Благая весть оказалась бедой, от которой не скрыться...







И вот окончательный вариант. Лица нет вообще, оно уже не нужно. Лишь безграничное горе и невыносимая тяжесть ноши в фигуре. Да все те же сбитые пятки.



И наконец Богоматерь с младенцем. Опять никакой красоты и одухотворенности. Некрасивая тетка. Да плетеная корзинка. Да глиняный кувшин. Да тень улыбки на лицах.



Больше ничего показывать не буду. Выставка продлится до мая.
Очень надеюсь, что ни картины ни текст не оскорбили ничьих религиозных чувств.

Tags: 1990-е, 21 век, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…