Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote in history_of_art,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars
history_of_art

Category:

Институт Русского реалистического искусства

Оригинал взят у taanyabars в Институт Русского реалистического искусства


(Дмитрий Жилинский. Автопортрет с Ниной).
Что есть советское и постсоветское реалистическое искусство? У меня при этом сочетании возникают образы передовых доярок и строителей ГЭС, Допрос коммунистов, Письмо с фронта и незабвенный Леонид Ильич на трибуне съезда. Какая у него ценность? Ну разве что поностальгировать.
Когда я только собиралась в открытый год назад частный музей с помпезным названием Институт Русского реалистического искусства, я уже догадывалась, что все не совсем так. Но что коллекция окажется такой интересной, не предполагала. Я не знаток и не ценитель, возможно, то, что мне понравилось, безвкусно и не имеет особой ценности (а показывать непрофессионально снятые картины не есть гут), но если оно поможет кому-то добраться до музея или открыть для себя нечто новое, буду рада.
Итак, музей частный, его создатель - миллиардер Алексей Ананьев (Промсвязьбанк, Аргументы и Факты и многое другое, совместно с братом), православный верующий. Коллекцию он стал собирать для себя около 10 лет назад, большинство картин покупал у авторов, а потом сделал музей. Прекрасно оборудованное здание представляет собой бывшую котельную бывшей ситценабивной фабрики, основанной в 1823 году, ныне часть бизнес-центра Новоспасский двор.
Пришли мы сюда на выставку Гелия Коржева, но про нее я уже рассказала отдельно, а пока про экспозицию в целом. Три этажа мы прошли снизу вверх, хотя возможно стоит начинать с третьего, но покажу так, как мы смотрели.
Первый этаж, художники конца 20 - 21 века, ни одно имя мне не известно (жаль, что поленилась снимать подписи, так что будут безымянными, увы).



Эти бабушки - уже из 21 века. Вообще, вопрос, который меня интересовал: что изменилось для художников "советской" реалистической закалки после 1990 года, когда исчезли "каноны" советского искусства? Да, появилось больше церквей и религиозной тематики, "чернуха" не появилась (или ее не покупали). Но... возможно мне показалось, но появилось больше легкости, больше свободы в красках и сюжетах, вообще стало интереснее и... светлее, что ли.



Почему-то называется Рекивем



А вот это, мне показалось, в чистом виде эксплуатация постсоветской тематики: были пионеры - стала пасха: куличи, детишки под руководством мамы красят яйца, все с крестиками, а за окном - все тот же унылый советский пейзаж и все та же русская березка.



М.Данциг. Минск. Старый город. 1970. Похоже, ничего этого уже нет, хотя по мнению знатоков, это не пейзаж с натуры, то есть, именно такого вида и не было.



Несколько картин старой Москвы, с первого и со второго этажа. Интересно глянуть на город, где еще нет Церетелиевского Петра, но еще есть Дзержинский на Лубянке и гостиница Россия.

Площадь у метро Кропоткинская. Картина времени перестройки, и памятник Энгельсу закрыт столбом.



У Рижского вокзала



Стрелка и Красный Октябрь



Еще не Лубянка. Картина 1988 года



Солянка



Второй этаж. Тоже в основном конец 20 - начало 21 века, но имена более известные.

Д.Жилинский. Весна Художественного театра. Рядом висит табличка, где написано, кто есть кто. Очень познавательно.



И.Обросов. Стог



К сожалению, забыла автора.



Третий этаж. Здесь - признанные мэтры советской живописи: Герасимов, Дейнека, Пименов. Официоза немного, он скорее всего раскуплен давным-давно. Но он есть. Вот Прощание с Горьким работы не известного мне ранее художника Горелова.



Но в основном мэтры представлены небольшими картинами. И это - ошеломление. Вот совершенно замечательные краски пейзажа Лактионова. А Лактионов - это Письмо с фронта. Да, но Лактионов - это еще и ученик Исаака Бродского. Впрочем, Бродский, представленный портретом Ворошилова - это отдельная история.
Вот совершенно импрессионистский портрет матери и дочери Решетникова. А Решетников - это Опять двойка, правильная реалистическая картина, осуждающая нерадивого советского школьника.

А вот Куприянов - один из Кукрыниксов. Простой пейзаж, ничего особенного, если не сравнивать с "тройным" твочеством этого же художника (Решетников неважно получился, Лактионова я даже не стала пытаться снять)



Похоже им надо было переламывать себя, чтобы писать то, что висит в других музеях? И "отводить душу" в небольших картинах, которые раскрывают и их творчество и их драму совсем по-другому.

Два портрета Юрия Пименова. Пастернак и хирург Жанна Юхвидова






Постскриптум. На сайте музея (раздел Медиатека - Художники) можно найти качественный фото практически всей экспозиции. А приведенные здесь фото можно посмотреть в разных разрешениях в фотоальбоме


Tags: 20 век, 21 век, Россия, музеи
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments