man_in_redscarf (man_in_redscarf) wrote in history_of_art,
man_in_redscarf
man_in_redscarf
history_of_art

Categories:

Одноразовая, сексуальная, гламурная - мебель в стиле pop art

дизайне интерьера, как и в изобразительном искусстве, Поп арт проявил себя как искусство яркое, бунтарское и экспрессивное. Это направление зародилось в Англии, но глубокие корни пустило именно в Америке, где потребительская культура достигла наибольших «высот». Искусство поп-арта - искусство популярное, понятное и доступное. Во многом оно было понятно широкой публике потому, что художники и дизайнеры активно использовали образы массовой культуры.

Характерной особенностью поп-арта был диалог между изобразительным искусством и дизайном. На протяжении всего 20 века границы между видами искусства постепенно стирались, один и тот же человек занимался живописью, скульптурой или дизайном мебели, рекламы и пр. Становилось все тяжелее определить жанр или технику. К 50-ым годам некоторые художники начали создавать дизайн мебели для фирм или выпускали продукцию под собственным именем. У художников-дизайнеров все больше нарастало недовольство догматическим модернизмом с его функциональным подходом к решению пространства. Новое поколение дизайнеров привносит новые, свежие решения: цвет, иронию, китч, пафос. Художники любили свободное пространство, а мебель расставляли по принципу экспонирования скульптуры. Часто она не несла никакой функциональной нагрузки, а являла собой забавные скульптурные формы

В 1952 году в Лондоне была создана группа «Независимых» (Independent group). Ее основателями были художники Эдуардо Паолоцци и Ричард Хамильтон. С 1952 по 1955 год в институте современного искусства устраивались конференции, на которых обсуждались проблемы современного изобразительного искусства, рекламы, кино и дизайна и моды. В дискуссиях участвовали архитекторы Элисон и Питор Смитсон, Колин Джон Вилсон, Джеймс Стирлинг, скульптор Вильам Тернбол, художественные критики Лоуренс Аллоуэй, Райан Бэнхам, Джон МакХэйл. Они организовывали выставки, на которых в равной степени показывали искусство «высокое» и искусство выходящие за традиционные представления о прекрасном.

В 1955 году была организована выставка "This is tomorrow”, которая привлекала внимание к проблеме архитектурного дизайна. В выставке принимали участие художники, архитекторы, музыканты, дизайнеры интерьеров. Ричард Хамильтон создал коллаж под названием «Что делает наши дома такими особенными?», который стал "лицом" этой выставки.
article_image-image-article.5c0a86c2-9a08-4c54-851a-a39109374ec2

Ричард Хамильтон "Что делает наши дома такими особенными?"



Все изображения были заимствованы из американских журналов и катологов. Хамильтон совместно с Группой независимых собирали такие изображения. В этой работе художник использовал фотографии телевизора, пылесоса, магнитофона, - все эти предметы показывали высокий статус и материальный достаток владельца и стали важным атрибутом любой квартиры. Деятели поп-арта возводили в ранг искусства обыкновенные бытовые предметы, которые окружали человека на протяжение всего дня.

Мебель в стиле поп-арт развивалась одновременно с изобразительным искусством. «Ричард Хамильтон так описывает характерные черты мебели поп-стиля: «популярная (разработанный для массового потребления), временная (прекрасное решение временных проблем), одноразового пользования (легко забывается), недорогая, для массового производства, для молодых (ориентированная на молодого потребителя), остроумная, сексуальная, бесполезная, гламурная».1

В мебели идет отказ от традиционных материалов и любимым становится пластик. 20 век называют пластиковым веком. К 60-ым годам появляются различные виды пластика и новые способы его обработки, в частности литье под давлением (резиновая надувная мебель). Такой способ формовки был доступным и дешевым. Таким образом мебель можно было делать с минимум затрат. Смелые формы, яркие цвета — то, что ассоциируется с поп-артом, смели последние следы послевоенного аскетизма и стали отражением положительных эмоций и оптимизма.

«Используй сегодня, вышвырни завтра» - так звучал девиз новых дизайнеров. Именно поэтому они часто использовали недолговечные материалы. Таким примером может служить бумажный стул дизайнера Питера Мердока и надувные кресла итальянских дизайнеров Донато Д'Урбино и Паоло Ломацци. Такая мебель была воплощением утилитарности, массовой культуры и эфимерности

Бумажный стул Петера Мурдока (Мердок) хорошо передает дух поп-арта. Он одноразовый, с веселым узором-горошком, имеет необычную форму (стул сделан из цельного куска картона, сложенного особым способом). Так как стул не предназначен для многоразового использования, мало экземпляров этого стула сохранилось.
2006AT8019_jpg_ds
Бумажный стул Петера Мурдока




Jonathan_de_Pas,_Donato_D_Urbino_and_Paolo_Lomazzi_Blow_Armchair_1ii
Надувные кресл Донато Д'Урбино и Паоло Ломацци .

Надувные кресла, легкие, почти невесомые, яркие, удобные в эксплуатации имели большой успех у подростков. Впервые в истории дизайна выделили новую целевую аудиторию — детей и тинейджеров (в основном это касается Америки). Через одежду, музыку, предметы мебели подрастающее поколение стремилось показать свою индивидуальность.

Еще в 30-ые годы Дали создает свой известный диван в виде женских губ. Это произведение будет вдохновлять ни одно поколение художников и дизайнеров. Дали использует формы мебели для того, чтобы выразить свою творческую концепцию ярче, драматичнее нежели обычный декоративный объект. Этим приемом будут пользоваться и художники поп-арта.

В искусстве британского поп-стиля было распространено такое явление как «китч», особенно это проявилось в дизайне мебели. Слово это происходит от немецкого Kitsch, что означает халтуру, безвкусицу. Это одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором большое внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, нежели содержанию. Примером тому может служить «Английская Поп-арт софа», которая была сделана в 50-ые годы 20 века. Дизайнер этого «произведения» не известен. Возможно, это был осознанное решение автора. К кушетке были приделаны части тела молодой девушки, которая якобы возлегла на этой самой кушетке. Софа обита золотым сатином, который имитирует вечерний наряд. В течение десятилетия (1950-1960) такая странная и китчевая мебель создавалась для магазина Mr Freedom в Лондоне.

Другим представителем поп-культуры в области «китчевой» мебели был английский скульптор и дизайнер Аллен Джонс. В 60-ые годы он был известен как один из самых ярких представителей британского поп-арта. Его работы считались радикальными, эпатажными и экстраординарными. Это подтверждает серия работ, предметов мебели с фигурами женщин. Он объективизирует женское тело. Его произведения провокационные, шокирующие, нарушающие табу, его работы отвергают понятие стыд и неловкость. Он намеревался свергнуть установленные историей культурные ценности.

naked_furniture1
Аллен Джонс

Поп-арт — это направление, которому сложно подобрать эпитеты, их просто будет слишком много. Поп-арт не следовал одной линии, а был многолик. Начиная от детской забавной мебели, заканчивая эротическими столами и стульями, которые служили объектами эстетических наслаждений людей далеко не детского возраста.

1Миллер Д. Мебель. Все стили от древности до современности: пер. с англ./ Джудит Миллер: предисл. Дэвида Линли. - М.:АСТ: Астрель. 2006. - стр 473.

Red Батлер
Tags: поп-арт
Subscribe

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Сквер имени Низами Гянджеви в Санкт-Петербурге.

    Па́мятник Низами́ Гянджеви́ — выдающемуся поэту, классику персидской поэзии, уроженцу Гянджи, находится в Санкт-Петербурге, в сквере,…

  • Антонио Сальвиати

    Венеция, Гранд-канал - плывём от Сан-Марко на вапоретто к вокзалу. По сторонам, успевай только головой вертеть, прекрасные дворцы, один лучше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments