Валентина (uchitelj) wrote in history_of_art,
Валентина
uchitelj
history_of_art

Categories:

Второе знакомство с романским стилем. Базилика

РОМАНСКИМ принято называть общеевропейский стиль, сложившийся в архитектуре и искусстве
средневековья на рубеже двух тысячелетий. Традиционная датировка - X-XII века,
но в настоящее время зарождение стиля иногда относят намного раньше - к VII - VIII вв.
 Здесь мы не будем углубляться в проблемы датировки, а попробуем выявить наиболее общие черты этого стиля.


Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.


Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.



Базилика - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5)нефов - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции.

План и разрез раннехристианской базилики.
Перед входом - квадратный двор -  атрий.  В христианской архитектуре апсиды всегда ориентированы на восток.

Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.


Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в  Пизе, XI в.

File:Chiesa di san sisto, pisa interno.JPG


В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.

Уже в конце 4 века в восточной части базилики появляется поперечный неф - трансепт.

Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.

Базилика приобретает форму латинского креста, в отличие от равноконечного греческого, распространенного в  Византии.

1 - центральный НЕФ; 2 - ТРАНСЕПТ ;  3 - СРЕДОКРЕСТИЕ; 4 -    АПСИДА

Средокрестие часто  венчает башня или купол.


Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.


Деревянные перекрытия заменяются сводами - цилиндрическими или крестовыми,
соответственно колонны, разделяющие нефы, заменяются мощными столбами.


Здесь центральный неф перекрыт крестовыми сводами.
Над арками, разделяющими нефы, хорошо видны окна трифория.

Над боковыми нефами может проходить галерея - эмпоры.


Трехнефная базилика с трансептом становится основным, наиболее популярным, но не единственным, типом христианского европейского храма.

Аббатство Клюни. Франция. X - XII в. Реконструкция пятинефной базилики с двумя трансептами.


Романские храмы строят чаще из камня.  Исключение составляет Италия, в которой наряду с камнем широко используется кирпич.

Грубая кладка толстых стен делает храм похожим на крепость.


Мотив арки - один из наиболее распространенных элементов романской архитектуры.
Церковь Апостолов
Декоративные аркады украшают фасады храмов Германии, Италии, Франции и Англии.

Кафедральный собор в Пизе.
Еще одной новой чертой, отличающей романскую базилику от раннехристианской, является  конструкция и внешний облик западного фасада. Во Французской (но не только) архитектуре это часто две мощные башни, фланкирующие вход. Они еще больше роднят храм с оборонительным сооружением.

 Аббатство Паре-ле-Моньяль. Франция. XI в.

 

Фасад церкви Санкт Панталеоне в Кельне, X в.
Особенностью немецких церквей является вестверк. Вестверк - монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Он состоит, как правило, из основной башни и одной или двух примыкающих башен.
В вестверке находится главный портал и хоры. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения.



Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.


Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция.  Это один из самых нарядных романских храмов. Его конструкция несколько отличается от базилики. Это так называемый зальный храм, в котором боковые нефы близки по высоте центральному.

боковой портал
Перспективный портал кафедрального Собора в Генуе


1 - тимпан портала, 2 - архивольты портала


Аббатство Сен Фортунат в Шарльё, Франция.
"Страшный суд" - самая популярная тема тимпана главного западного портала.

Декор  портала собора в Линкольне, Англия


Вторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.


Капители населяют многочисленные животные и фантастические существа.

Но библейские сцены тоже не редкость.

Романская капитель может быть и без рельефа. Она имеет довольно характерную форму.



В Итальянской архитектуре раннехристианские традиции сохраняются вплоть до Эпохи Возрождения.Базилика здесь часто является частью комплекса, в который включены также баптистерий и кампанилла - колокольня.


Пиза. На первом плане баптистерий, его верхняя часть относится уже к готическому стилю;
за баптистерием следует базилика и далее знаменитая пизанская падающая башня - кампанилла.


Первое знакомство здесь http://stilarhitekturi.livejournal.com/336598.html
Tags: 10 век, 11 век, 12 век, Англия, Германия, Италия, Франция, архитектура, романика
Subscribe

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Рисунки Якопо Беллини

    Якопо Беллини - венецианский художник. Предположительные даты жизни 1400-1470. Родился и умер в Венеции. Сын лудильщика. Основатель художественной…

  • “Три петербургские коллекции” Григорьев Борис Дмитриевич.

    На выставке “Три петербургские коллекции”, которая проходила этой весной в Русском музее, среди прочих художников был представлен…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Рисунки Якопо Беллини

    Якопо Беллини - венецианский художник. Предположительные даты жизни 1400-1470. Родился и умер в Венеции. Сын лудильщика. Основатель художественной…

  • “Три петербургские коллекции” Григорьев Борис Дмитриевич.

    На выставке “Три петербургские коллекции”, которая проходила этой весной в Русском музее, среди прочих художников был представлен…