Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

«Золотой век» Джандоменико Тьеполо

«Некоторые полагают, что золотого века не было вовсе: напротив, он не только был, но в отдельных уголках существует и поныне. Возможно, вы рассмеетесь, если я скажу, что в Венеции очень многое напоминает о золотом веке». Это написал в 1760 году в «Венецианской газете» Гаспаро Гоцци. Каким был этот «золотой век»? О нем рассказал в своих мемуарах Джакомо Казанова, а показал его Джованни Доменико (Джандоменико) Тьеполо, сын знаменитого Джованни Баттиста Тьеполо.

Джандоменико Тьеполо




В Лувре есть две картины Джандоменико, написанные во второй половине 1750-х годов. В них все бурлит, венецианская жизнь раскрывается изнутри. Это не кукольный мир Пьетро Лонги. Гораздо ближе к этим полотнам страницы книги Казановы. Глядя на «Менуэт», вспоминаешь описание бала в монастыре.

Джандоменико Тьеполо
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bc/Giovanni_Domenico_Tiepolo_-_Carnival_Scene_(The_Minuet)_-_WGA22379.jpg?uselang=ru

Про монастырь надо пояснить, тем более что такое развлечение для монахинь как нельзя лучше характеризует атмосферу «золотого века» Венеции.
«От Лауры я узнал, что в один из дней в главной гостиной монастыря будет бал, и решился отправиться туда в такой маске, чтобы подружки мои не могли меня узнать. Я не сомневался, что повидаю их. В Венеции женским монастырям разрешается во время карнавала доставлять это невинное удовольствие монахиням. В приемной танцуют, а они, расположившись по другую сторону обширных решеток, наблюдают прекрасный праздник. К вечеру празднество кончается, все расходятся, и они удаляются в кельи весьма довольные, что присутствовали на этом светском развлечении».
http://www.modernlib.ru/books/kazanova_dzhakomo/istoriya_moey_zhizni/read_13/

Джандоменико Тьеполо

Вот и мы теперь, как монахини, которые не могут принять участие в действии, наблюдаем за праздником жизни. И хотя на картине Джандоменико нет Пьеро, чем хуже Казановы кавалер в красном, с перьями на голове?
«Предо мною множество Полишинелей, Скарамушей, Панталоне, Арлекинов; у решеток я вижу всех монахинь и всех воспитанниц — кто сидит, кто стоит. Не останавливая взор свой ни на одной, я все же примечаю М. М., а по другую сторону — юную К. К., что стоя наслаждается зрелищем. Я обхожу круг, шатаясь, словно пьяный, и оглядывая всякого с головы до ног; но самого меня рассматривали еще пристальней. Все не спускали с меня глаз.
Остановившись перед прелестной Арлекиной, я грубо хватаю ее за руку и тащу танцевать менуэт. Все со смехом освобождают для нас место. Арлекина танцует восхитительно, как и подобает ее маске, а я — как подобает моей: все время делая вид, будто падаю, однако ж неизменно держа равновесие. Общий страх сменялся смехом, и я доставил всем величайшее удовольствие».
http://www.modernlib.ru/books/kazanova_dzhakomo/istoriya_moey_zhizni/read_13/

Джандоменико Тьеполо

В этом бурлящем море масок можно легко представить себе дальнейшее развитие событий: «После менуэта протанцевал я двенадцать необыкновенно бурных фурлан и, запыхавшись, решил упасть и притвориться спящим; заслышав мой храп, все уважили сон Пьеро и пустились танцевать контрданс, каковой продолжался целый час. Его я решил пропустить; но после контрданса является вдруг какой-то Арлекин и нахально, как дозволяется его маске, начинает лупить меня по заду своей деревянной саблей. Это Арлекиново оружие. Я был Пьеро, а потому безоружен; я хватаю его за кушак и таскаю бегом по всей приемной, а он продолжает колотить меня саблей пониже спины. Арлекина его, та самая милашка, что танцевала со мною, спешит дружку на помощь и тоже колотит меня саблей. Тогда я кладу Арлекина наземь, вырываю у него саблю и, взвалив на плечи Арлекину, со всех ног бегаю с нею по приемной и луплю ее по заду под общий хохот и вопли ужаса малышки, которая боялась, что если я упаду, все увидят ее ляжки или панталоны. Всю эту комическую битву расстроил один несносный Полишинель, который дал мне сзади такую жестокую подножку, что я не сумел удержаться на ногах. Все освистали его. Я быстро вскочил и, весьма уязвленный, затеял с наглецом борьбу по всем правилам. Мы были одного роста, но он был неловок и умел только брать силой; я повалил его на землю и так отделал, что одеяние его расстегнулось, и он потерял горб на спине и накладное брюхо. Монахини били в ладоши и хохотали — быть может, прежде им никогда не доводилось наслаждаться подобным зрелищем; а я, улучив момент, пробился сквозь толпу и удрал».
http://www.modernlib.ru/books/kazanova_dzhakomo/istoriya_moey_zhizni/read_13/

Джандоменико Тьеполо

Удивительно как спокойны дамы среди клокочущих маскарадных страстей. И даже чашечка с шоколадом не дрожит в руке венецианки!

Джандоменико Тьеполо

А дама на балконе и вовсе смотрит на шумную и разгоряченную толпу внизу как на участников спектакля:

Джандоменико Тьеполо

В картине «Шарлатан» толпа еще более пестра. В ней не только дамы и кавалеры, но и простолюдины. Маскарад выплеснулся на городской рынок. Почти полгода в Венеции XVIII века можно было ходить в маске. А в «скоромные дни начинался собственно маскарад. Тогда наряду с баутами, которые хотя и скрывали лицо, но не изменяли полностью всего облика, на улице появлялись люди в маскарадных костюмах. Среди них были персонажи комедии дель арте – Траканьины или Арлекины, Бригеллы, Доктора, старики Панталоне, Пульчинеллы, словом, <…> та самая толпа, где рядом с нобилями в пудреных париках и дорогих костюмах весело отплясывает самый разный люд, переодетый кто во что горазд: черти с надутыми пузырями, шуты, обвешанные колокольчиками, амазонки, мавры, лихо скачущие вокруг площади Сан-Марко, медведи, которых для пущей убедительности тянут на цепочках, короли со скипетрами, германцы в рогатых шлемах, евреи, оплакивающие карнавал, турки, курящие трубки, и целое созвездие уличных ремесленников: башмачники, птицеловы, кондитеры, старьевщики, трубочисты, цветочницы, продавцы песка, дрессировщики сурков, мусорщики, угольщики, галантерейщики, торговцы полентой, плетельщики стульев. Патриции пользовались карнавальным временем, чтобы безнаказанно подебоширить, а пополаны – чтобы пощеголять в адвокатских мантиях или даже в патрицианских одеждах, баутах, полумасках и роскошных шляпах».
/Франсуаза Декруазетт. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони. М.; 2004,с.112/

Джандоменико Тьеполо
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b7/Giovanni_Domenico_Tiepolo_-_The_Charlatan_(The_Tooth-Puller)_-_WGA22380.jpg/800px-Giovanni_Domenico_Tiepolo_-_The_Charlatan_(The_Tooth-Puller)_-_WGA22380.jpg

Выступление шарлатана на площади – все тот же театр. Судя по реакции публики, новизной это представление не блещет. Внимание зрителей рассредоточено.

Джандоменико Тьеполо

Обезьянка, сидящая на столе, гораздо выразительнее своего хозяина-зубодера.

Джандоменико Тьеполо

Помимо Лувра композиции Джандоменико Тьеполо на те же сюжеты есть в испанском собрании. В них меньше простонародных персонажей, они скорее о жизни венецианских аристократов. Руина, арка с балюстрадой – это уже не рыночная площадь. И видим мы чаще не лица, а спины.

Джандоменико Тьеполо
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/70/GiGiovanni_Domenico_Tiepolo_-_The_Charlatan_-_Google_Art_Project.jpg/800px-GiGiovanni_Domenico_Tiepolo_-_The_Charlatan_-_Google_Art_Project.jpg


А танцы и вовсе происходят на вилле. Галантное празднество на венецианский манер. В этих картинах нет живого нерва луврских полотен. «Золотой век» отодвигается в область воспоминаний.


Джандоменико Тьеполо
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/55/Giovanni_Domenico_Tiepolo_-_The_Minuet_-_Google_Art_Project.jpg/800px-Giovanni_Domenico_Tiepolo_-_The_Minuet_-_Google_Art_Project.jpg


Сам Джандоменико Тьеполо простился с ним в конце столетия. В двух фресках, одна из них находится на вилле Вальмарана, другая была на семейной вилле Дзианиго, а сейчас экспонируется в Ка’Реццонико, изображена толпа, увлеченная чем-то, что зрителю не видно. Оказывается, предметом интереса здесь стал волшебный фонарь Il mondo nuovo, что значит "Новый мир" или "Новый свет".

«Который открывает вашему взору чудеса
Посредством магии оптических стекол,
И вам ни за что не понять, откуда эти чудеса взялись.
Изобретатели поставили на Сан-Марко несколько таких аппаратов,
И народ, словно обезумев, во время карнавала
Толпился вокруг, желая посмотреть…
Всего за одно сольдо вы и посмеетесь, и посмотрите диковины,
Увидите битвы и посольства,
И регаты, и королев, и императоров».
/Франсуаза Декруазетт. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони. М.; 2004,с.115/

Джандоменико Тьеполо
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/20/Giovanni_Domenico_Tiepolo_-_Mondo_Novo_-_WGA22394.jpg?uselang=ru

Среди любопытных Джандоменико Тьеполо изобразил своего отца и самого себя. Нами же эта толпа в костюмах эпохи французской революции невольно воспринимается в контексте прощания со «старым режимом» – «золотым веком».

Фрески Джандоменико Тьеполо на вилле Вальмарана: http://cicerone2007.livejournal.com/26111.html
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments