album_clippings (album_clippings) wrote in history_of_art,
album_clippings
album_clippings
history_of_art

Category:

«Чистомания» -теория Фриденсрайха Хундертвассера



С именем Хундертвассера связано множество эпитетов – скандальный, популярнейший, сумасшедший, гениальный, темпераментный, бескомпромиссный, уникальный…
Австрийский архитектор и живописец, философ, дизайнер и провокатор Фриденсрайх Хундертвассер вывел свою теорию:
«Чистомания - как неотъемлемая часть мышления современной цивилизации».
  Психоз "чистомания" является типичным симптомом нашей цивилизации. Сначала болезни и смерть были вызваны грязью и неадекватным уровнем гигиены. Сегодня болезни и смерть происходят в результате избытка стерильности.Органическое, кажущееся нам хаотичным разнообразие, неконтролируемое личное творчество человека в обществе и спонтанно проявляющейся растительности в природе считаются теперь грязными, хаотичными и опасными.
В наших уродливых стерильных городах-спутниках в каждом пятом окне можно увидеть женщину с тряпкой в руках, которая будет протирать, тереть и полировать совершенно чистое окно.
Это отвратительная, опасная мания.
Если на стене появляется пятно, перекрашивают весь фасад, чтобы не допускать цветового обогащения однообразного стерильного фасада. Горе пятну, которое появляется на чистой рубашке, выстиранной при помощи обычного мыла, это пятно будут немедленно удалять при помощи более опасных токсинов, вместо того, чтобы радостно приветствовать его как неожиданный дар, возвышающий ту же самую безликую рубашку над безымянной массой идентичных сорочек.
Горе травинке, которая прорастет через трещину в тротуаре, горе дереву, которое посмеет укорениться там, где рука человека не запланировала и не высадила его. Подобное недопустимо, подобное будет жесточайшим образом подавлено и уничтожено.
Вот каковы типичные симптомы болезни нашей извращенной цивилизации. Чрезмерная стерильность ведет к смерти. Разумное сохранение окружающей среды, а также неконтролируемого органического роста и разнообразия ведет к жизни.
Нам нужны барьеры красоты.
Барьеры красоты являются нерегулируемыми неправильностями.
Хундертвассер
декабрь 1989 года, Новая Зеландия



Фридрих Штовассер родился 15 декабря 1928 года в Вене, Много позже Фридрих превратился Фриденсрайха, что дословно означает богатый миром.
Фридрих был единственным ребенком в семье, его отец безработный инженер Ernst Stowasser умирает через год после рождения сына. В семь лет Фридриха отдают в Венскую школу Монтессори. Уже тогда учитель живописи говорил – « мальчик умеет передавать свои мысли с помощью необычных форм и цвета». Хотя его мать Эльза была еврейка, прозорливо (практически все родственники-евреи Фридриха, включая бабушку и тётю, были отправлены в концлагерь и там были убиты нацистами) и ли по каким-то иным причинам в 1935 крестит Фридриха и он принимает католичество. После аннексии Австрии фашистами школы с нестандартным обучением были закрыты. Фридрих вступает в Hitler-Jugend это позволило продолжить бесплатное обучение в государственной школе.
В 1948 по окончании школы он поступает в Венскую академию изящных искусств . Но проучившись три месяца понимает что академическая школа не для него и бросает учебу. Эти три месяца оказались переломными вместо Фридриха Штовассера на свет появляется Фриденсрайх Хундертвассер. И уже под именем Фриденсрайх он отправляется путешествовать.

Хундертвассер с Рене Бро Кастильоне в павильоне в Санкт-манде в Париже 1950

Италия, Париж, Марокко, Тунис, Сицилия, Хундертвассер много путешествует выучил английский, французский и итальянский языки понимает русский, чешский и арабский.
Но где бы он не находился с ним всегда был его мольберт, чтобы иметь возможность рисовать, рисовать,  рисовать в любом месте в любое время.

1953 год — Хундертвассер рисует свою первую спираль


Курильщик


Большой путь


Капля дождя, падающая на город

"Значительная часть эффекта картин Хундертвассера основана на цвете Хундертвассер использует цвет инстинктивно. Он предпочитает интенсивные, яркие цвета и любит ставить их рядом друг с другом - например, чтобы подчеркнуть двойное движение спирали. Поэзия его картин в отсутствие параллельных ». - Wieland Schmied

Его первая выставка состоялась в 1952 и 1953 году в своем родном городе Вена, 1955 г. в Милане в 1954 и 1956 годах в Париже
Но ему недостаточно было живописи, он всегда хотел донести до людей свои мысли.
1958 — Провозглашает в монастыре Зеккау свой манифест против рационализма в архитектуре


Хундертвассер перед чтением Verschimmelungsmanifestes, Seckau Abbey, 1958

«Спираль это символ жизни и смерти. Спираль ложится на те точки, в которых неживая материя превращается в жизнь. Это мое убеждение, имеющее религиозную подоснову, и также ученые подтверждают, что жизнь должна где-то начинаться и что развитие от безжизненной материи происходило в форме спирали...»
«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий, в джунглях прямых линий. Тот, кто не верит, пусть потрудится сосчитать прямые, которые его окружают, и вы поймете, потому что этому не будет конца…»

Выступление перформансы и манифесты были его неотъемлемым атрибутом: Чистомания, Манифест Мира и Манифест Знамени Мира на Ближнем Востоке, Манифест Свободная природа — наша свобода.
Взгляды Хундертвассера привели его не только к концепции тотального озеленения зданий («Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности»), но и к нескольким достаточно эпатажным поступкам, которые до сих пор памятны и непременно звучат в любой публикации о нем – например, чтение своего манифеста и участие в телешоу в обнаженном виде.


Можно найти в этом некую логику – ведь в этих текстах и выступлениях он призывал вернуться к природе, а когда речь идет о природе, большинство горожан становится на диво слепыми и глухими…а он просто отчаянно защищал свою точку зрения.
  Эксцентричный, гениальный, провокатор, фанатик, космополит, бродяга и артист. И не понемногу  а на всю катушку. Часть Вены невероятно гордится им, вторая часть возмущается, полагая, что, если дать архитектору возможность, он сломает старый имперский стиль, уничтожит знаменитый стиль бидермайер (Biedermeier) и застроит классическую Вену своими разноцветными зданиями, похожими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер — это кич!" — восклицают противники. "Хундертвассер — гений!" — парируют сторонники.
Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны. До самой старости его любимыми литературными персонажами были Пятачок Винни-Пух и кролик живший в норе.

Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома)

Лесная спираль в Дармштадте


Зеленая цитадель в Магдебурге

У Хундертвассера был свой критерий престижности заказов.




“ Я очень счастлив, что смог что-то сделать для Кавакавы.
Это всего лишь только туалет, но он должен показать,
что даже простые вещи могут привнести в жизнь красоту.
Мы живем лишь раз и зарабатывание денег еще не все.
Это гармония с красотой и гармония с природой, которая по-настоящему отрадна.
Красота выполняет важную функцию, красота всегда недооценена.
Простите, что меня нет сегодня здесь, но я ненавижу быть в центре внимания.
Поэтому я живу в Новой Зеландии.
То, что я сделал, должно говорить само за себя, а не я сам собственной персоной.”
Ф. Хундертвассер
Кавакава, Новая Зеландия
1999

Он много работал также над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок
.

Им разработан стиль Летних Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году


проекта дизайна Новозеландского флага



Трехмерные образцы монет, 1978


Марки Хундертвассера


КОНДОР БОИНГ 1995 год.

Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: "Почему вы носите разные носки?", он всегда отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Умер он на пороге нового тысячелетия – в 2000 г., не изменяя себе как гражданин мира – на борту корабля. По его завещанию похоронен в Новой Зеландии (там в последние годы он жил и работал), – в некрополе со своеобразным названием «Сад счастливых мертвецов».


Дерево тюльпана, растущее на его могиле.

«Я собираюсь породнится с землей

Быть похороненным голым, без гроба

Под деревом, на своей родине Маори»


«Дождливый день Хундертвассера» документальный фильм 1972г. был номинирован на Оскар в категории лучший короткометражный фильм.



В 2002 году в Вене в его честь была названа набережная


В 2004 году австрийский композитор Роланд Баумгартнер поставил мюзикл о Хундертвассере.

Источники:
http://www.migdal.ru/times/96/17026/
http://dubplatekillaz.ru/post122599688/
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=709
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=702
http://ru.wikipedia.org
http://arx.novosibdom.ru/node/1788
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//56/353/56353966_01.jpg
Tags: 20 век, Австрия, архитектура
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment