www.halloART.ru (chernov_vlad) wrote in history_of_art,
www.halloART.ru
chernov_vlad
history_of_art

Categories:

«Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней».


Серов В. А. (1910-1968). «Строительница», 1964. Холст, масло. 158 х 116. Из собрания Музея современной истории России

«Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней»

07 марта – 12 мая 2013 года
Место проведения: Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Адрес: Москва, проспект Мира, 123б


    Традиция отмечать Международный женский день или праздник 8 марта неразрывно связана с советским периодом истории нашей страны. Трогательные открытки с изображением ландышей или тюльпанов, девушки с голубем мира или малыша с коробкой с надписью «для Мамы», веточки мимозы и подарки, которые обязательно вручают в этот день каждой женщине.


     Парадоксально, но в стране победившего социализма праздник 8 марта впервые в мире стал государственным и при этом никогда не ассоциировался с феминизмом. Даже сегодня отношение к феминизму в российском искусстве, как впрочем, и в социально-политическом движении, по-прежнему затуманено советской риторикой. Выставка приурочена к определенной дате: ровно сто лет назад в Санкт-Петербурге состоялось «Научное утро по женскому вопросу», на которое собралось более полутора тысяч женщин. Первый Международный женский день в России был отмечен не цветами и подарками, а требованием права голоса для женщин, государственного обеспечения материнства, протестом против дороговизны жизни и призывами к равноправию. Некоторые из требований столетней давности актуальны и по сей день, даже, если номинально они давно выполнены. Феминистские идеи в России на протяжении ста лет претерпели трансформацию - от борьбы за равноправие и официальной государственной идеологии до патриархального праздника «всех женщин». Двадцать лет назад вместе с Перестройкой пришло понимание задач феминистского искусства. Выставка «Международный женский день» - это переосмысление феминизма в искусстве на новом этапе. Важно отметить, что выставка не стремится дать исчерпывающее представление о развитии феминистского искусства на протяжении последнего столетия. Она является концептуальной. То есть это скорее выставка идей, которые сконцентрированы вокруг нескольких ключевых тем.
     Первая тема связана с амазонками русского авангарда. Остроумно названные так писателем Бенедиктом Лившицем, женщины-художницы впервые стали не музами или подругами художников, а равноправными участниками художественного процесса. Художницы русского авангарда представлены по преимуществу своими «прикладными» проектами.


Данько Н. Чернильница «Физкультурники», 1934. Собрание музея-усадьбы «Кусково»

     Другой большой раздел выставки посвящен рождению феминизма в искусстве 1960-70-х годов и его переосмыслению в 1980-90-х. Так называемая вторая волна феминизма, наряду с мощными социальными движениями, принесла с собой новую постановку гендерной проблематики и развитие феминистского искусства.
      В 1985 году в Нью-Йорке возникла группа Guerrilla Girls. Эта анонимная группа, скрывающаяся под масками горилл, выступает с резкой критикой, направленной против неравноправия женщин в мире искусства, гендерных стереотипов, эксплуатации женской сексуальности в кино и рекламе. Guerrilla Girls используют стратегию внедрения в публичное пространство, опробованное рекламой, – билборды, плакаты, листовки. Чувство юмора и анонимность помогают разрушать самые устоявшиеся стереотипы.
     В 1980–90-х годах художницы обратились к истории искусства, гендерным стереотипам, идеологическим клише.
     В новом тысячелетии феминистское искусство обратилось к фантазиям, страхам, нарциссизму. Поворот в сторону новой субъективации проявляется по-разному.
     Выставка «Международный женский день» связана с переосмыслением идей феминизма сегодня. В то же время она дает историческую перспективу на развитие феминистского искусства, объединяя ключевые фигуры от амазонок русского авангарда и зарождения западного феминизма до современных художниц. Контекстом выставки является не только столетний юбилей со дня празднования 8 марта в России, но и само пространство, в котором она развернута. Памятник Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница», ставший самым заметным символом равноправия, победившего в СССР, может восприниматься как наиболее масштабный экспонат выставки «Международный женский день». В свою очередь, история феминистского искусства, поддерживающая идею равноправия, обретает новые смыслы.



Федосов Н. П. Эскиз к картине «Отдел контроля», 1934. Холст, картон, масло. 50x70 см. Из собрания "Института русского реалистического искусства"

При участии: Государственной Третьяковской галереи, Музея современной истории России, Музея В.В.Маяковского, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного выставочного центра РОСИЗО, Института русского реалистического искусства, Музея-усадьбы Кусково, Музея МАРХИ.

Информация предоставлена пресс-службой Музейно-выставочного объединения «Манеж» и может не совпадать с мнением редакции halloART.ru


ссылка по теме: Подробнее о выставке «Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней» в МВЦ «Рабочий и колхозница» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru


__________________________________/font
Tags: 20 век, 21 век, contemporary art, Выставки, Россия, выставки, живопись, музеи, новости, объявления, скульптура, соцреализм, ссылки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments