alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in history_of_art,
alexander pavlenko
alexander_pavl
history_of_art

Categories:

Маттиа Прети

Его прозвали «калабрийский кабальеро» потому что он и в самом деле был из Калабрии, из города Таберна. Художник Маттеа Прети был горд, заносчив и не расставался со шпагой. Родился он в 1613 году и в 1627 прибыл в Неаполь учиться высокому искусству живописи. Учил его Каррачиола, караваджинист, художник весьма искусный, но нелюбитель конфликтов. Поэтому, заметив, что ученик очень быстро освоил живопись, Каррачиола не стал эксплуатировать его в своём ателье в качестве подмастерья, как было принято в те времена, а постарался избавиться от не по годам горделивого юнца, убедив «калабрийского кабальеро» продолжить образование (и начать карьеру) подальше от Неаполя, в Риме, в цитадели последователей Караваджо. Маттеа Прети в 1630 перехал в Рим и, в самом деле, почти сразу занял важное место в кругу тамоших художников. Одни говорят, что Прети был под влиянием (если не прямым учеником) Гвидо Рени, другие предполагают влияние Гверчино, отчасти Веронезе, что касается меня, то Рени не люблю, а Гверчино так очень даже, поэтому второй вариант мне нравится больше. В любом случае, Джованни Ланфранко, мастер фресок, многому научил калабрийского кавалера, коий первоначально прославился именно как мастер фресковой живописи и дизайнер церковных интерьеров.

Mattia Preti 1003805

В 1642 году Маттиа Прети был внезапно принят в рыцари Мальтийского Ордена, причём сразу на вторую ступень посвящения, в Рыцари Милости Магистра иПреданности в Послушании, по этому поводу по городу курсировали разнообразнейшие слухи. Например, рассказывали, что Прети увидел на улице раненого синьора, отбивающегося от вооружённых шпагами оборванцев, тут же ввязался в стычку, одного из нападающих сходу заколол, а остальных обратил в бегство. Мол, за спасение высокопоставленного рыцаря Прети и был удостоен почестей, коих многие родовитые дворяне добиваются годами. Но это слухи, может быть, так же мало имеющие общего с действительностью, как и рассказы о разбойничьей юности Сальватора Розы. Однако факт остаётся фактом – Маттиа Прети поднялся высоко не только в живописном искусстве. А в искусстве он был высок... Бенуа, отдавая должное красоте и выразительности фресок Прети, превозносит его станковую живопись ещё выше. Я не так эрудирован, как Бенуа, но картины Прети меня завораживают.

Mattia Preti Susanna-e-i-vecchioni Abschaloms

Писал он в основном библейские мотивы и сцены мученичества святых, эволюционируя и развивая свой талант, а настоящий прорыв совершил во время пребывания в Неаполе с 1653 года по 1659. Калабрийский кавалер познакомился и подружился с Лукой «Давай быстрее» Джордано, о котором я писал, и они прекрасно друг друга поняли. Их картины того периода буквально фонтанируют натуралистически поданым садистским насилием, приятели наперегонки изощряются в изображениях причудливых убийств и фантастических пыток. Эти картины, двинувшие визуальную жестокость дальше рубежей, завоёванных Риберой, буквально взорвали художественный рынок. Маттиа Претти многократно писал «Пир Абсолома» - и в пару к нему «Пир Валтасара», несколько раз изобразил Яэль, вбивающую гвоздь в голову несчастного Сисеры, массогетскую королеву Тамирис, опускающую отрубленную голову великого Кира в чашу с человеческой кровью ...

mattia_preti_Cyre mattia_preti_Cyre_1

Особенно впечатляет Юдифь рядом с обезглавленным телом Олоферна, развёрнутым раной к зрителю. Вне всяких сомнении, это один из рекордов чудовищности, особенно при том, что в изображении совмещены томная эротика и неметафорическая смерть. Это некрофилия? Вроде бы нет. Но садизм в самом каноническом воплощении! Donna Crudele! Жестокая красавица, несущая смерть! Эталон мизогинии XVII века. В высшей степени амбивалентная картина.
Интересно, что в пару к ней Прети (по заказу) написал «Крестителя Иоанна в пустыне» и, когда после смерти Доменико Ди Сомма, коллекционера-заказчика, часть картин его наследниками была передана церквям (это была обычная практика повышения ценности коллекции – полотно, принадлежащее частному лицу, вывешивалось в храме), многие были убеждены, что на двух прекрасных картина в Сан Доменико Сориано изображён Иоанн в пустыне и Иоанн после обезглавливания. То есть, Юдифь здесь почти полностью слилась с прекрасной Иродиадой.

Giuditta Giuditta_1

В 1659 году Великий Магистр Мальтийского Ордена, спохватившись, вытребовал Маттиа Прети на Мальту и поручил, во-первых, написать свой портрет, во-вторых, заняться росписью церквей. До самой своей смерти в 1699 году Маттиа Прети занимался этой вдохновляющей работой, имея практически карт-бланш на оформление интерьеров, а в промежутках между заданиями ездил в Европу. Некоторые историки искусства, даже такие серьёзные, как Роберто Лонжи, предполагали, что он побывал в Нидерландах, в студии Рембрандта, потому что в картинах Прети позднего этапа караваджинистские эффекты сменились рембрандтовскими. Но это можно быть всего лишь веяние времени или сходный с Рембрандтом тип художественного восприятия.
Tags: 17 век, Италия, барокко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments