a_gacheva (a_gacheva) wrote in history_of_art,
a_gacheva
a_gacheva
history_of_art

16 марта 2013 – заседание молодежной литературно-философской студии «Алетейя».

В субботу, 16 марта 2013 года, в 13-00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова состоится заседание
молодежной литературно-философской студии «Алетейя».
У нас в гостях:
доктор филологических наук, заведующая Отделом теории литературы ИМЛИ РАН, председатель Комиссии по изучению творчества Ф.М. Достоевского при Президиуме РАН
Татьяна Александровна Касаткина
Тема выступления:
«ЖИВЕТ В ТЕБЕ ХРИСТОС»: ДОСТОЕВСКИЙ: ОБРАЗ МИРА И ЧЕЛОВЕКА.
ИКОНА И КАРТИНА
Представление одноименной выставки, которая была организована Т.А. Касаткиной и ее итальянскими коллегами в г. Римини (Италия) 19–25 августа 2012

К участию в работе студии приглашаются студенты, аспиранты,
преподаватели и все желающие.

Адрес Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова
при Центральной детской библиотеке № 124: ул. Профсоюзная, д. 92
Проезд: м. Беляево, последний вагон от центра.
Библиотека находится рядом с издательством «Наука».
Контакты: (495)335-47-38, 8-905-758-43-54,
muzejfedorova@yandex.ru, a-gacheva@yandex.ru

Резюме выступления Т.А. Касаткиной:

О выставке
«Живет в тебе Христос»:
Достоевский: образ мира и человека: икона и картина
Италия, Римини, 19 – 25 августа 2012

Центральная идея выставки – обращаясь к творчеству Достоевского, восстановить ослабевшее в наших современниках христианское видение реальности. Восстановить ощущение Присутствия. Именно поэтому выставка начинается с образа исцеления слепого.
Двусоставный образ – свойство текстов Ф.М. Достоевского, которое они разделяют с окружающей нас реальностью, если мы пытаемся увидеть ее по-христиански. Это свойство вещей, когда-то сотворенных словом, - становиться словами, которыми Бог говорит с людьми. Это свойство современности – заключать в себе вечность. Это свойство реальности – создавать внешний, видимый всем, образ как место присутствия образов евангельской истории, с которыми можно встретиться здесь и сейчас: встретиться и ответить на их вызов.
Двусоставный образ Достоевского скрывает (и – являет) под современным обликом вечный лик, под самой острой и жгучей нынешней ситуацией – событие евангельской истории.
Двусоставный образ одновременно служит:
- средством ориентации в современности, поскольку истинный смысл происходящих здесь и сейчас событий можно постичь, только увидев в их глубине евангельскую сцену;
- способом воспринимать базовые тексты европейской и русской культуры – Библию и Евангелие – без затянувшей их патины, без эстетической отстраненности, ставшей возможной благодаря двухтысячелетней дистанции, возвращая им эффект присутствия здесь и сейчас, эффект сиюминутности совершающегося.
Речь идет о гораздо большем, чем связь между текстами и конкретными изображениями. Речь идет о противоположных принципах образности, вышедших на первый план в двух христианских конфессиях: иконе и картине. Эти принципы Достоевский в своем творчестве объединяет. Икона и картина, увиденные сквозь призму творческого метода Достоевского, открываются зрителю не как взаимоисключающие, но как взаимодополняющие, обращенные друг к другу создания христианской культуры, где икона смотрит на человека, выступает к человеку из области Божественного, а картина обращается к Богу из глубин нашего мира. Но одновременно икона обнаруживается и в последних глубинах самого человеческого существа, а картина глядит на Бога Его же глазами. Икона являет нам обоженного человека, а картина – вочеловечившегося Бога. Достоевский же строит текст таким образом, чтобы описание сцены из нашей реальности одновременно оказывалось описанием знакомой нам иконы или картины – так он соединяет планы сиюминутного и вечного, делает ясным для читателя истинное значение происходящего.
 
Tags: мероприятия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments