anna_bpguide (anna_bpguide) wrote in history_of_art,
anna_bpguide
anna_bpguide
history_of_art

Categories:

Хорошо жили будапештские печатники

Оригинал взят у anna_bpguide в Хорошо жили будапештские печатники


BERG – это окончание слова Gutenberg. После тире буква O от слова otthon, дом.



«Благотворительное общество печатников с его шестью тысячами участников в 1905 году
приняло решение построить свой собственный жилой дом», – сказано в книге.




Собрались то есть, деньги сложили, купили участок земли в VII районе, между Jozsef körút
и Múzeum körút (хорошее место!), заказали проект братьям Ваго, Йожефу и Ласло.
И через год, если верить справочнику, получили четырехэтажное здание с 38 квартирами,
офисами Общества, мастерскими и большим залом.




Так и растет нормальный буржуазный город – не команде правителя, не по генплану,
а в ходе прямых договоренностей частных заказчиков с частными же строителями.

Часто говорят, что Будапешт похож на Петербург, я и сама это говорю, но – похож там,
где
строился тем же порядком и в то же время. На Петроградской стороне, например.



Оба города всю вторую половину века весело застраивались в самом буржуазном стиле,
называемом эклектикой. А потом наступило время модерна.
И тут Будапешт северную столицу обошел.

Только зданий модерна, или ар нуво – как угодно, в одном только Будапеште столько,
что если взяться отремонтировать всё, то национального дохода не хватит, да и Евросоюз разорить не долго.
Поэтому ремонтируются не все подряд здания, а через одно. Так, во всяком случае, это выглядит.

Мы давно перестали удивляться осыпавшейся штукатурке и пропавшим статуям (на архивных
фотографиях наверху, на фоне черепицы – видите?). С 1906 до 2013-го – ну, могло и
обвалиться, не без того. Особенно учитывая две войны и несколько революций.

Но детали, детальки!




Фасад выгнут волной, как в ар нуво и положено, и по нему вот эти вазочки? сердечки?



Квартира продается, кстати.
Вот еще предлагают в этом доме:


– двухкомнатную, высота потолков 3 м 80 см. За 20 млн форинтов.

Будапештские двери обычно заперты, но мы скажем, что мы тоже Гутенбергу не чужие.
Наверное, откроют.




Внутри, в подъездах, кроме пальм – витражи в окнах, мозаики на полу
и всяческие металлические кружева.




Начнем с витражей. Вот так:



И вот так:



Шаг ближе, на гутенберговского орла на полу можно и наступить.



Двери и дверные ручки крупным планом:



Печатники утвердили проект, дизайн и бюджет – серьезные, видимо, люди.
А печатницы развели цветочки на подоконниках:




Самое интересное в таких зданиях – как архитекторы и заказчики находили общий язык.
На кого архитектору проще работать, чьи вкусы учитывать – капризного вельможи какого-нибудь,
не говоря уж о монархе, или шести тысяч акционеров-печатников?
Во всем творчестве Гауди, возможно, это главная загадка: что он там такого наговорил
Эусебио Гуэлю, что тот согласился жить в доме без прямых углов?

Тут, наверное, тоже было непросто. Сами заказчики не чужды искусства; понятие «печатник»
на рубеже веков должно было включать в себя и то, что мы называем шрифтовым искусством
и графическим дизайном.

Шрифты тогда любили вот такие:




И лестничные ограждения здесь напоминают расчерченный черной тушью лист.
Тонкие линии проволочной сетки – пером…




…сочные колокольчики с синими стеклянными вставками – кистью.



А балконные решетки сделаны в стилистике какой-нибудь журнальной виньетки.



И так:



За фасадом (естественно, Будапешт же!) скрывается двор с галереями.


Но тут кроме галерей, которые обеспечивают коллективистское, общественное
самосознание населения дома, есть еще и индивидуальный балкончик.




Можно разглядеть поближе:



И еще ближе – птицы на ограждении балкона. То ли скульптурная графика,
то ли графическая скульптура:




И вид на двор сквозь этих птиц:



Редкий снимок – Дом Гутенберга в снегах:



Это здесь. Gutenberg tér 4.



Фото:
http://lasdbudapestet.blogspot.hu/2013/01/gutenberg-otthon.html
http://www.budapestarchitect.com/text/gebouwmaand/2012januari_en.php#.UTznZJbh5Dy
Tags: 20 век, Венгрия, архитектура
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…