www.halloART.ru (chernov_vlad) wrote in history_of_art,
www.halloART.ru
chernov_vlad
history_of_art

Categories:

Великий князь и государь всея Руси Иван III. Выставка в Музеях Московского Кремля / 20.03-14.07.2013

     Выставка «Великий князь и государь всея Руси Иван III» в Музеях Московского Кремля оставила двойственные впечатления. Обилие икон, привычных для любой выставки, рассказывающей о далекой истории Руси, слабо соответствует заявленной теме построения Государства российского. К сожалению, столь стандартный подход вызвал у меня скуку и чуть было не отвлёк внимание от важных экспонатов, показывающих первоначальный этап зарождение единого русского государства.


Богоматерь знамение и пророки Давид и Соломон. Около 1502, оклад - вторая половина 16 века. Дионисий и мастерская. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Фрагмент

     Иконы разных веков, за редким исключением, не слишком сильно отличаются друг от друга из-за строгих канонов русской православной церкви, которые не менялись в течение столетий. Могу лишь предположить, что устроители выставки вынужденно создали в Одностолпной палате Патриаршего дворца своеобразный иконостас, так как до наших времен дошло очень мало истинных свидетельств деятельности Ивана III на пути становления единовластного правления – самодержавия. Но то, что сохранилось, позволяет почувствовать себя очевидцем объединения Руси, стоит только отвлечься от золотых иконостасов.
 Например, на выставке демонстрируется небольшая монетка, как нельзя лучше подтверждающая пословицу "мал золотник, да дорог". Золотой «угорский» из коллекции Эрмитажа – единственная дошедшая до нас русская золотая монета 15 века.....
 Великий князь ознаменовал своё княжение выпуском монет, исполненных по образцу золотого дуката венгерского короля Матвея Корвина (1458-1490). В то время на Русь доходили немногие золотые монеты, чеканившиеся в западно-европейских странах. Ведущее положение Венгрии в поставке золотых монет привело к тому, что словом «угорский» стали называть любую золотую монету веса дуката, даже если она чеканилась в Москве. На монете имеется надпись, демонстрирующая политические притязания Ивана III и его сына Ивана Ивановича, бывшего на тот момент князем-соправителем : КНЯ[З]Ь ВЕЛ[И]КИ[Й] ИВАН ВАСИЛЬЕ[ВИЧ] КН[Я]ЗЯ В[Е]Л[И]КОГО ИВАН[А] ИВАНОВИЧ[А] ВСЕЯ РУСИ.


Московский золотой «угорский» дукат Ивана III и его сына-соправителя Ивана Ивановича. Новгород, 1477-1478, золото, чеканка, диаметр 23,5 мм, вес 3,59 г. Из коллекции Эрмитажа

Иван III Васильевич (известен также как Иван Великий, 22 января 1440 — 27 октября 1505) начинал свой путь в качестве правителя небольшого Московского княжества, а завершил великим государем всея Руси. Даже краткое перечисление его деяний способно поразить любого русского человека. Великое противостояние на реке Угре с войсками хана Ахмата окончательно освободило русские княжества от ордынского ига. Правда, уже при жизни Ивана III большинство княжеств потеряли независимость, при помощи дипломатии или военной силы были подчинены Москве. Но стоит ли нам, знающим итог развития России, сожалеть о жестком присоединении русскими войсками русских же княжеств ?!
 В начале правления Ивана III (1462 г.) Московское княжество было окружено землями других русских княжеств. Первой добычей Москвы становится Ярославское княжество, которое окончательно теряет остатки самостоятельности в 1471 году, после смерти князя Александра Фёдоровича. Получив по договору 1471 года с Новгородом часть Двинской земли (причём Заволочье, Печора и Югра продолжали числиться новгородскими), Московское княжество продолжило продвижение на север. В 1472 году, использовав в качестве предлога нанесение московским купцам оскорблений, Иван III послал в недавно крещёную Великую Пермь князя Фёдора Пёстрого с войском, подчинившего край Московскому княжеству. Затем последовали Дмитровское и Ростовское княжества, проиграл войну Господин Великий Новгород.
 В сентябре 1485 года московские войска начали осаду Твери и быстро захватили город. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов, составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского. Иваном III постоянно велись войны на самых разных направлениях: с Литвой и Ливонией, Швецией и Казанским ханством.



Судебник. Список начала 16 века с оригинала 1497 г. 15.1 х 29,2 см (в сложенном виде). Рос. гос. архив древних актов

     "Судебник" 1497 году был создан за год до того, как Иван III короновал в качестве соправителя своего внука Димитрия Иановича (1498). Издание "Судебника" имело целью закрепить успехи централизации, унифицировать правовые обычаи разных регионов, чтобы обеспечить единство Русского государства, несмотря на частичное сохранение удельной системы.
В ряде стран Европы, в т.ч. в Англии и Франции, общегосударственных кодексов ещё не существовало. Имперский посол Сигизмунд Гербершейн, побывавший в начале 16 века в Москве, перевёл на латинский язык значительную часть "Судебника", поскольку он представлял большой интерес для немецких юристов, составивших общегерманский свод законов только в 1532 году.
В 1475 году в Россию был приглашён Аристотель Фиораванти, который построил новый Успенский собор на месте обветшавшего собора, построенного в 1326—1327 годах при Иване Калите. С 1485 года начинается интенсивное строительство в Кремле, не прекращавшееся на протяжении всей жизни великого князя. Взамен старых деревянных и белокаменных укреплений были выстроены кирпичные. К 1515 году итальянские зодчие Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, а также ряд других превратили Кремль в одну из самых сильных крепостей того времени. Продолжалось строительство и внутри стен: в 1489 году псковскими мастерами был выстроен Благовещенский собор, возведён новый великокняжеский дворец, одной из частей которого стала возведённая итальянскими зодчими в 1491 году Грановитая палата.


Чин поставления князя Димитрия Ивановича , внука великого князя Ивана III Васильевича. Москва, конец 14 - начало 16 века. Государственный исторический музей.

При Иване Великом произошло объединение разрозненных русских земель вокруг Москвы, Русь окончательно освободилась от трехсотлетнего ордынского ига и начался процесс утверждения автокефалии (независимости) русской Церкви, находившейся до той поры под влиянием Константинопольского патриархата. Именно во времена его правления зародился тезис «Москва - третий Рим», оказавший огромное влияние на российскую государственность. Закрепление нового статуса проявилось в оформлении Фроловской башни Кремля, на которой были установлены мемориальные доски, именующие Ивана III «государем и самодержцем всея Руси» на русском и латинском языках.
Обратите внимание на жалованную меновую и отводную грамоту великого князя Московского Ивана III Васильевича его племянникам , князьям Федору и Ивану Борисовичам (1497 год). Для скрепления этого документа впервые использован новый тип великокняжеской печати, явившейся следствием создания единого Русского государства. Двусторонняя красновосковая печать демонстрирует соединение изображения всадника, поражающего копьем дракона, с имперским символом – двуглавым орлом. Вторая печать, черная вислая на черном шелковом шнуре – митрополита Московского Симона. Третья, черная вислая на голубом шелковом шнуре – князя Федора Борисовича Волоцкого. Четвертая, черная вислая на голубом шелковом шнуре – князя Ивана Борисовича Рузского.


Жалованная меновая и отводная грамота великого князя Московского Ивана III Васильевича его племянникам , князьям Федору и Ивану Борисовичам, 1497 год. Двусторонняя красновосковая печать демонстрирует соединение изображения всадника, поражающего копьем дракона, с имперским символом – двуглавым орлом.

Умирая в 1505 году, Иван Великий передал своему сыну Василию Ивановичу* страну, объединившую бОльшую часть этих княжеств. Сохранили относительную, не слишком широкую, самостоятельность лишь Псков, Рязань, Волоколамск и Новгород-Северский.


*Василий Иванович - сын от второго брака Ивана III с византийской царевной Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего императора Византии, Константина XI, погибшего в 1453 году при взятии Константинополя турками.



Плита строительная. Москва, 1491. Камень белый, теска, резьба, покраска. 61 х 85 х 9 см. Находилась на Спасской башне Московского Кремля. Музеи Московского Кремля.

ссылка по теме: Подробнее о выставке "Великий князь и государь всея Руси Иван III" в Музеях Московского Кремля смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

_____________________________________
Tags: 14 век, 15 век, 16 век, Выставки, Россия, выставки, музеи, новости, ссылки
Subscribe

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments