m_lifshits (m_lifshits) wrote in history_of_art,
m_lifshits
m_lifshits
history_of_art

Category:

Искусство спать в музее

Актриса Тильда Суинтон шесть часов проспала в музее. Tilda

Чтобы понять, зачем она это сделала, нужна подготовка. Перед изучением предмета следует громко произнести фразу из «Попрыгуньи» А.П. Чехова: «Если одни умные люди посвящают им всю свою жизнь, а другие умные люди платят за них громадные деньги, то, значит, они нужны. Я не понимаю, но не понимать не значит отрицать».

Это «перформанс». Выставляются необычные экспонаты (часто обычные предметы). Марсель Дюшан (1887 – 1968) выставил на всеобщее обозрение поставленный на бок писсуар с автографом и датой. Йозеф Бойс (1921 – 1986) сделал экспозицию из кусков топленого сала, причем, не просто так. Юнкерс, на котором Бойс служил стрелком-радистом, наши сбили в небе над Крымом во время войны. Бойса спасли местные жители, лояльные к немцам. Они обкладывали раненого топленым жиром и тем спасли ему жизнь. Объектом может быть, и часто бывает, человеческое тело. Современная сербская художница, живущая в Нидерландах, Марина Абрамович и ее друг, немецкий художник Улай, стояли голые в дверях, и гости должны были между ними протискиваться. Ассоциации, возникающие у зрителей при созерцании писсуара, кусков сала, при осязании голых тел, мешающих проходу, производят впечатление, которое не может вызвать привычная картина, скульптура или фотография.

Спящая за стеклом в музее актриса в повседневной одежде – из этого ряда. Причем, танцующая в окне веселого заведения девица легкого поведения или красивые манекены в витрине магазина одежды тоже можно рассматривать как перформанс (а можно не рассматривать). Я видел и запомнил скульптуру – мужская фигура вышла наполовину из стены, джинсы, кроссовки, модная рубашка, из вывернутых карманов «сыпятся» предметы: пачка сигарет, зажигалка, спички, пачка презервативов, ключи от машины, ключи от квартиры… Я долго стоял перед этой «половиной мужика», смотрел и разбирался. Имя художника забыл.

У перформанса есть идеология. Одна из важнейших заповедей – произведения искусства создаются не для зрителей, не ради их понимания и одобрения (или сочувствия). Творческий процесс, вдохновение художника – не только средство, но и цель произведения искусства. Как у Бориса Пастернака: «Цель творчества самоотдача». Йозеф Бойс читал лекцию мертвому зайцу, которого держал на руках. Эта заповедь кажется мне фальшивой, демагогической. Читал-то он тушке зайца, разукрашенной медом и фольгой, но знают об этом все. Нужно было заинтересовать куратора, провести большую рекламную работу, чтобы разговор с мертвым зайцем попал в анналы. Также и актрису Тильду Суинтон не пустили бы спать в музей, не будь у нее Оскара, полученного в период бодрствования. А тут она обещала, что еще шесть раз придет в музей спать, но не сказала, какого числа, пусть караулят ценители перформанса. Да и Борис Пастернак любим нами не за самоотдачу, а за то, что «весь мир заставил плакать над красой земли моей».

Итак, есть такое явление перформанс, и работают в нем также и талантливые художники, дизайнеры и рекламщики. Нельзя современному человеку просто отмахнуться, как будто такого нет. Вместе с тем, глупо хвалить, как будто многое понимаешь. Можно даже обидеть художника, если заявить, что понимаешь его произведение. И я очень благодарен искусствоведам Наталье и Антону Горленко за то, что они ввели меня в курс дела.
Tags: 20 век, 21 век, Франция, инсталляция, музеи, поп-арт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments