nogardia (nogardia) wrote in history_of_art,
nogardia
nogardia
history_of_art

Categories:

"Капелла" (Церковь св. Екатерины в парке Сергиевка)

В парке «Сергиевка» в Петергофе, позади дворца Лейхтенбергских, по другую сторону длинного придворцового луга, среди кустов можно заметить развалины краснокирпичной маленькой кубической постройки. Кажется это руины какого нибудь флигеля, или сторожки. Едва ли кому нынче могло бы придти в голову угадать в них остов православной усадебной церкви Св. Екатерины. Между тем, это она. Замыкая перспективу придворцового луга, она композиционно перекликалась с кубическим объемом основной части дворца.

Церковь была построена по проекту петербургского архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера 1843 по 1845-46 годах, в ходе комплексного формирования дворцово-паркового ансамбля Сергиевки для молодой четы герцогов Лейхтенбергских — Максимиалиана Лейхтенбергского и дочери Николая I Марии Николаевны. Герцог был небогат и имел довольно своеобразную родословную (его отец -Евгений Богарне был пасынком Наполеона) и царь взял с молодых «подписку о невыезде». Родившиеся в этом браке 8 детей по настоянию царственного деда воспитывались в православии. В Петербурге архитектор Штакеншнейдер еще перед свадьбой практически достроил им на Исаакиевской площади зимний Мариинский дворец (нын. Здание ЗакС СПБ). А в качестве летней резиденции царь им определил участок нынешней Сергиевки, где, по проекту того же Штакеншнейдера, стал создаваться богатый усадебный комплекс, не уступающий прочим великокняжеским загородным усадьбам. Центральную часть приморской усадьбы занимал, конечно, дворец. Южным фасадом он был обращен в парк, на обширный луг. Сбоку от луга по проекту архитектора, были возведены служебные корпуса, а сзади — усадебная церковь, расположенная строго напротив центральной части дворца и замыкающая перспективу дворцового луга. Церковь была достроена в 1846 году и освящена во имя Св. Великомученицы Екатерины. При этом, по замыслу Штакеншнейдера, она должна была композиционно перекликаться с кубическим объемом дворца. Ее тоже сделали в виде куба, и с плоской крышей.

Из-за своеобразного внешнего вида эту церковь называют капеллой, хотя это был православный храм. Настоящая капелла в парке тоже была: герцог Максимилиан Лейхтенбергский так и остался католиком. Кроме того, если взглянуть на старинную фотографию, то она, скорее напоминала не капеллу, а постройку античной виллы, будучи, как и дворец, воздержанная в стиле «неогрек» по мотивам популярных в то время в Европе недавно открытых ученными древних помпейских построек. Да и вид у здания был в общем то очень светский. Маленькое здание с очень строгими формами. Облицованный мрамором ровный куб с плоской крышей. Фасады церкви были украшены пилястрами Фасады, как и у дворца, украшены пилястрами. С северной и южной стороны — встроенные в стену барельефы (от них до сих пор сохранились глухие проемы) Лишь религиозный характер барельефов, выполненных в виде ангелов, да еще один ангел с крестом над западным входом, да не сохранившаяся до наших дней статуя Иоанна Богослова перед ним — сразу выдавали церковное назначение постройки. По фризу шли надписи на церковно-славянском.

Кроме того, именно здесь, в этой церкви, в 1852-1853 гг готовилось тайное венчание Марии Николаевны с графом Григорием Александровичем Строгановым. Из всей многочисленной родни Мария Николаевна открылась лишь своему брату Александру, будущему императору Александру II. Поначалу решено было венчаться за городом, в Сергиевке. Но священник церкви святой Екатерины не хотел участвовать в этом рискованном и скандальном деле и сказался больным. Предложение принял лишь священник из Гостилицкой церкви по имени Иоанн Стефанов, которому пришлось по душе предложение Марии Николаевны платить ему за это пожизненную пенсию. Однако, поскольку тогда уже стояла очень поздняя осень (в наших широтах, уже перешедшая в зиму) то находиться в летней усадьбе было нелепо и подозрительно и тайное венчание рискнули устроить в Санкт-Петербурге, в домовой часовне Мариинского зимнего дворца.

Что касается церкви Екатерины в Сергиевке, то во время Великой Отечественной войны она очень сильно пострадала от обстрелов, а потом так и не была восстановлена и до сих пор лежит в руинах. Скульптурное убранство и мраморный декор исчез без следа. Все вокруг нее и даже внутри, заросло кустами.
Впрочем, за отсутствием полноценных обмеров, любая попытка восстановления церкви обернулась бы новоделом


Более подробный рассказ, карта и остальные фотографии - на сайте: http://www.nogardia.ru/articles/show/58/
Tags: Россия, архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment