alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in history_of_art,
alexander pavlenko
alexander_pavl
history_of_art

Categories:

Последний мастер макабра

Эпилогом рассуждений об изображени насилия в живописи может стать рассказ об Антуане-Жозефе Виртце, он же Antoine Joseph Wiertz, родившемся в совершенно неподходящее для своих амбиций время (спойлер – парень проломил все преграды, стоявшие на его пути и добился успеха), в 1806 году, в бельгийской деревеньке Динан, в семье отчаянного революционера, успевшего повоевать в республиканской армии революционной Франции и с трудом получившего прощение роялистов (оставлен в живых и даже на свободе, но нищета была гарантирована).
_Wiertz_Autoportrait_a_l'age_de_18_ans Antoine_Wiertz_Les_Grecs_et_les_Troyens_se_disputant_le_corps_de_Patrocle

Мальчик с детства выказывал задатки гения, коим являлся на самом деле. Изучал живые и мёртвые языки, запоем читал классику и непрерывно рисовал, летил скульптуры, клеил из картона фантастические арзитектурные сооружения. На обычное детское баловство у него попросту не оставалось времени, и в 14 лет он, уже сложившийся художник романтического толка, отправляется в Антверпен, учиться у «последних фламандских живописцев» Виллема Якоба Херрейнса и Матьё Игнасия ван Брее, со стойкой безнадёжностью противостоявших классицизму Давида. Деньги на учёбу ему дал меценат де Майбе.

wiertz 001 Triptychon_by_Antoine_Wiertz

Едва юный Виртце начал учиться в Антверпене, как тут же привлёк внимание Его Величества, короля Нидерландов Вильгельма Первого, и получил пожизненную стипендию, позволившую наплевать на необходимость вкалывать ради куска хлеба.
Даллее с ним происходило много интересного и блестящего, в том числе неизменные победы и первые призы на всех конкурсах живописи, в которых он принимал участие. Одним из призов стало оплаченное пребывание в Риме с целью ознакомления с итальянской живописью. Предполагалось, что Вирце, как все художники того времени, восхитится Ренессансом и в первую очередь Рафаэлем, но, к удивлению знатоков искусства, Вирц заторчал на Микелеанджело Караваджо, на караваджинистах и художниках барокко. Барокко считалось дурным тоном, но Виртце, свободный от необходимости приспосабливаться к актуальным рыночным тенденциям, образцом для подражания провозгласил Рубенса и даже написал трактат во славу своего кумира - "Eloge de Rubens" – получив за книгу очередную премию.

wiertz 009 wiertz 006

Картины Виртца ошарашивали современников мрачным экстазом и физиологичностью, не свойственной романтикам (хотя влияние Фюззли чувствовалось, и сам художник сего влияния не отрицал), но характерной для образцового для Виртце барокко. Картины оказывались грандиозны не только по накалу эмоций, но и по размерам, так что было не совсем понятно, где их выставлять. Да и где писать, тоже было не совсем понятно, так что художнику, вернувшемуся в Антверпен, выделили запустелую церковь, а после перезда в 1850 году в Брюссель бельгийский король Леопольд Первый дал из государственной казны деньги на постройку специального здания для ателье и экспонирования картин Виртца. Ну, Виртц тут же воспользовался случаем применить свои архитектурные таланты и предложил собственный, очень интересный проект.
Виртц всю жизнь работал, как одержимый, днём занимался живописью, по ночам рисовал, а спал урывками и ел, когда придётся, так что в конце концов воевать ему пришлось не только с красками – он непрерывно экспериментировал с техникой живописи и с материалами, что, увы, сказалось на состоянии живописи бурного гения полтора века спустя – но и с собственным здоровьем. Его организм банально не выдержал нагрузки, и в 1865 году, в возрасте 59 лет, Антуан-Жозеф Виртц покинул сей мир, присоединившись к своему кумиру Питеру Паулю Рубенсу.

wiertz 003 Wiertz_the+young+witch 1857

Картины Виртца постоянно выпадали из области хорошего вкуса его современников, но и для нынешнего зрителя они смотрятся диковато. Как будто художник XVII века перепрыгнул в эпоху цилиндров, рединготов и паровых машин, сохранив пристальный интерес к злому началу в человеке и макабрическое чувство юмора. Насилие Виртц изображал настолько прямо, что на некоторых картинах головы персонажей буквально разлетается осколками от выстрелов, а один из наиболее знаменитых триптихов именуется «Последние мысли и видения отсечённой головы».

wiertz 002 wiertz 004

Антуан-Жозеф Виртц в своём столетии не имел предшественников и остался без последователей. Он выпал из всех возможных классификаций и потому далеко не так известен, как заслуживает. Впрочем, он не забыт, и Музей Виртца не пустует в скучном ожидании посетителей. Однако жаль, что такая неординарная личность и настолько яркий талант не стали легендой. Ему очень пошёл бы какой-нибудь мрачно-зловещий биографический миф, какие-нибудь сенсационные романы, раскрывающие тайны его связей с оккультным подпольем Европы и причастность Виртца к... э-э-э... таплиеровым тайнам!

wiertz_studio1

Смотреть работы мастера надо, конечно, в Музее его имени, в Брюсселе, в здании, построенном для него и по его проекту (в благодаорность художник подарил Королевскому Музею одну из своих работ, он ведь принципиально ничего не продавал), и это, я вам скажу, нечто незабываемое. Но... людям с хорошим вкусом посещать этот музей этого великого художника... не рекомендуется.

wiertz_studio2
Tags: 19 век, Бельгия, романтизм, символизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments