Алексей Засыпкин (a_fixx) wrote in history_of_art,
Алексей Засыпкин
a_fixx
history_of_art

Category:

Эрнст Гомбрих. История искусства

Оригинал взят у a_fixx в Эрнст Гомбрих. История искусства

Как всякому порядочному дилетанту, собравшемуся приобщиться к обширной теме, пришлось мне изрядно покружить в мутных водах доступной литературы, бросаясь то в одну, то в другую сторону в поисках желанной добычи. А воды, конечно же, широки, глубоки и изобильны. В некоторых "рыбных" местах застревал подолгу (см. заметки о первобытном искусстве). Всё же при таком методе свободного плавания зачастую много брызг и мало толку. Нужна отправная точка, карта местности, та самая печка, от которой потом пойдёт разудалый пляс.

Ощущая себя вымокшим и счастливым спаниелем, несущим в зубах самую жирную утку на этом озере, довожу до вашего сведения: для знакомства с историей искусства одноимённая книга Эрнста Гомбриха подходит наилучшим образом. Смею рекомендовать.

На всякий случай заручился авторитетным мнением tito0107 (искусствоведа, судя по публикациям в ЖЖ). Цитирую ответ: "Ставите меня в тупик: чтобы и не детскую, и не многотомную, и от первобытности до современности... Лучше Гомбриха, пожалуй, и не найдете: и глобально, и популярно, и в то же время серьезно достаточно." Из ответа, собственно, видны как параметры поиска, так и достоинства книги, самым большим из которых мне представляется системность изложения в сочетании с его доступностью.

Театральный режиссёр Пётр Фоменко в одном интервью сказал: "Всякая простота дорого стоит, когда она - результат сложного. А сложность, которая приводит к каким-то простым и вечным размышлениям и смыслам, - она результат тяжёлой и сложной жизни и работы души, сердца и всего остального". Это безусловно применимо и к Эрнсту Гомбриху, и к его труду. Премия имени Эразма Роттердамского за просветительскую деятельность тоже что-то да говорит.


Автор не заигрывает с читателем (яркий пример обратного - Владимирские П. и А. Искусство для простых смертных. Практический путеводитель по искусству живописи для нормальных людей - М., СПб, Киев, 2006), не забрасывает специальной терминологией, но и не считает его совсем уж не способным запомнить, что такое аркбутан или антаблемент. Это предельно уважительный разговор по существу.

Большинство глав выстроено по такому плану: немного об архитектуре, немного о скульптуре и более подробно - о живописи рассматриваемого периода. Репродукции даются не кучно, но точечно, что приучает к работе с произведением искусства как с единичным объектом (тут достаточно вспомнить распространённый в блогах способ вывешивать лентами десятки иллюстраций по той или иной теме, часто без осмысленного текстового сопровождения). Очень важно, что каждый раз при рассказе о новом стиле и эпохе автором перебрасываются мостики назад, в прошлое или вбок, к другим странам и школам.

Приведу только один пример.

[пример]
Рассказывая о новаторстве Джотто, Гомбрих прибегает к следующему приёму: "Мы сумеем лучше оценить масштаб этого революционного переворота, если сравним одну из падуанских фресок Джотто с миниатюрой XIII века на близкую тему.

Положение во гроб. Ок. 1250-1300
Миниатюра псалтири из аббатства Бонмон. Безансон, Муниципальная библиотека

Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа. Ок. 1305
Фреска. Падуя, Капелла дель Арена

Сюжет почти тот же: плач над телом Христа, Мария, обнимающая сына в последний раз. Но миниатюрист не намеревался представить событие, как реально разыгрывающуюся сцену. Он произвольно менял масштабы фигур, чтобы удачнее вписать их в формат страницы. Попытавшись определить пространственный интервал, разделяющий персонажей первого плана и Святого Иоанна в глубине с находящимися между ними фигурами Христа и Марии, мы поймем, насколько сжата эта зона и сколь мало интересует художника пространство вообще. Именно в силу этого безразличия к реальному окружению, к месту события, Никколо Пизано мог охватить одной рамой разные эпизоды. Подход Джотто совершенно иной. Картина для него - нечто большее, чем суррогат написанного слова. Мы словно присутствуем при реальном событии, развертывающемся, как на сцене. Сравните условный жест скорбящего Святого Иоанна из манускрипта со страстным порывом того же персонажа в джоттовской композиции - он склонился вперед, широко раскинув руки. Мы можем измерить глазом пространственный промежуток, отделяющий Иоанна от сидящих на переднем плане фигур, непосредственно ощутить среду, дающую простор движениям персонажей. Фигуры первого плана показывают, насколько новаторским во всех отношениях было искусство Джотто. Вспомним, что в раннехристианском искусстве восстановились существовавшие еще на Древнем Востоке нормы целостного представления фигуры и отчетливого изложения сюжета. Джотто решительно отказался от них. Он не нуждался в простых приемах. В запечатленной им трагической сцене каждый персонаж выражает свою скорбь с такой убедительностью, что она угадывается даже в горестных позах сидящих фигур, чьих лиц мы не видим".

Следуя методу Гомбриха, тоже приведу для сравнения пассаж из учебника Сокольниковой Н. (История изобразительного искусства: в 2 т. М., 2007):

"Новаторство Джотто сказалось прежде всего в сюжетах, посвящённых Богоматери. Художник сделал изображение событий библейской истории реальным, жизненным, земным. Здесь по-новому передана взаимосвязь людей друг с другом и окружающим миром. Фигуры джоттовских персонажей как бы прислушиваются в своём спокойном достоинстве к бытию людей и вещей. Джотто начинает разрабатывать принципиально иную пластику, ритм линий, который объединяет все фигуры и объёмы в единое композиционное, смысловое и чувственно-телесное целое. С именем Джотто можно связать открытие художественных достоинств интерьера (пространства комнаты в картине), пейзажа (архитектурного и ландшафтного), внутреннего мира героев живописного рассказа.



Применение этим художником перспективы, вынесение точки зрения за пределы картины отражало тенденцию отстранения от изображаемого, ставило его в позицию наблюдателя, что было невозможно ранее"
.


Вот всё перечислено, но слова оставили только рябь прикосновения к существенному, которая изгладится с перевёрнутой страницей.


Перед читателем книги Гомбриха история искусства предстаёт не портретной галереей гениев, описанием жанров и стилей, а единым целым, живым непрерывным процессом со своими закономерностями, миром, полным гармонического разнообразия, от погружения в который всё больше захватывает дух. В этом мире, разумеется, не всё устлано душистым клевером и увешано златокудрыми ангелочками. В закоулках, а то и на довольно обширных территориях наверняка обитают странные и неприятные особи. Редкого нашего соплеменника не приведёт в бешенство картина навроде этой:

Пьер Сулаж. 3 апреля 1954 года. 1954.
Холст, масло. 194,7x130 см. Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс

Гомбрих и тут излучает мудрое спокойствие: "Можно не принимать теоретических посылок художника и тем не менее получать удовольствие от его произведений. Уняв нетерпеливое раздражение и ознакомившись с большим количеством картин такого толка, человек наверняка придет к тому, что какие-то из них ему будут нравиться больше, другие меньше, и постепенно он включится в круг проблем, волновавших художников..."

Вообще он мне представляется этаким Гэндальфом, который, попыхивая трубкой в отблесках костра на ночном ветру, рассказывает нам, хоббитам с мохнатыми ногами, о далёких и чудесных краях и необыкновенных приключениях. Когда-нибудь и мы будем готовы отправиться в путешествие вместе с ним...

Австрийский и английский историк и теоретик искусства Эрнст Гомбрих (1909-2001)

Книга Гомбриха издавалась у нас в 1998 году, и в магазинах сейчас её найти проблематично. Не успев, однако, запланированно посокрушаться, почему бы, дескать, давно не переиздать такой шедевр, который наверняка сметут с прилавков, обнаружил, что в нынешнем году это было сделано издательством "Искусство - XXI век" (приобрести можно в "Лабиринте" и на "Озоне"). Вот подарок так подарок!

В Сети книга доступна для чтения онлайн, например, в библиотеке "Гумер" или для скачивания в формате doc (9,5 Mb). Текст вычитан довольно хорошо, опечаток совсем немного. Единственная проблема - совершенно неприемлемое качество иллюстраций. Придётся искать их самостоятельно или воспользоваться трудами доброго человека по имени Anders Fernstedt, заботливо переснявшего книгу.

Уверенным в том, что искусство нужно знать только искусствоведам, а остальным оно ни разу не сдалось, могу предложить лекцию А. Машевского. В завершение же будет справедливо опять привести слова автора "Истории искусства": "... будет ли существовать искусство, в немалой степени зависит и от нас, зрителей. Мы можем определить его судьбу своим безразличием или заинтересованностью, своими предрассудками или готовностью к пониманию. Именно мы должны следить за тем, чтобы не прерывалась нить традиции, чтобы художники могли добавлять новые жемчужины к тому драгоценному наследию, которое мы получили от прошлого".
Tags: архитектура, живопись, скульптура, тематическая литература
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Recent Posts from This Community