Спиналонга (spinalonga) wrote in history_of_art,
Спиналонга
spinalonga
history_of_art

Categories:

Археологический музей Ираклиона. История минойских фресок...

Оригинал взят у spinalonga в Археологический музей Ираклиона. История минойских фресок...
Крит – это не только теплое море, чистые пляжи, вкусная еда, природа и интересные традиции. Крит – это еще уникальная история цивилизации, которая уже для древних Греков была легендой, письменность которой еще до сих пор не полностью расшифрована, и о причинах гибели которой есть только предположения.
Именно о ней английский археолог сэр Артур Эванс сказал: «Я открыл цивилизацию не похожую ни на греческую, ни на римскую» и назвал в честь легендарного царя Миноса – Минойской.
Следы Минойской цивилизации на Крите встречаются на каждом шагу. Практически в каждой прибрежной деревушке есть своя вилла или захоронение, оставшееся от той загадочной эпохи. Но самое значительные памятники – это минойские дворцы.  Их четыре. И один из них Кносский дворец – где как продполагают и обитал мифический минотавр из мифа Тесее и Ариадне.
За этим воздухом, припитанным тайными и легендами, тоже стоит приехать на остров Минотавра. Криту повезло больше, чем Трое или Парфенону. Сокровища и памятники, найденые при раскопках не были разграблены, или вывезены за пределы Греции. Их вы можете увидеть в архелогических музеях Крита, ну а самый большой и один из самой значимых археологических музеев Европы – это археологический музей Ираклона. Музей обладает уникальной коллекцией произведений искусства Минойскох эпохи, и поэтому музей с полным правом называют музеем Минойской культуры.
В 2002 году в музее началась полная реконструкция. Через 10 лет в результате реконструкции открыты 2 зала постоянной выставки (зал скульптуры и минойских фресок). Вход в них пока свободный.
Именно об уникальных фресках, фрагменты которых были найдены при раскопка вилл и дворцов на Крите и пойдет речь.

AM3

Когда речь идет о Кносском дворце, предполагается, что большая часть дворца была украшена фресками в изображением природы, животных, священных ритуалов. За 3500 лет, прошедщих с того времени, сохранилось не так уж и много, но даже, по этим фрагментам можно получить представление как выглядели критяне эпохи Миноса.
Вот юноша, прекрасеный как цветок, который в конце года должен умереть, чтобы вновь вернуться - «Принц с лилиями».

Фреска в музее и реплика фрески во дворце, помещенная Эвансом на месте находки.
AM2

 По предложению Артура Эванса фреска изображает Аристократа или Жреца. Однако фреска была собрана из нескольких разрозненных фрагментов (торса с рукой, локтя, ладони с веревкой, ноги и тиары), что хорошо видно на самой фреске в музее, поэтому есть несколько предположений, какое изображение могли содержать эти фрагменты. Также учитывая, что в традициях минойского искусства мужчин окрашивали в красный цвет, а фигура белая, - это могла быть даже женщина.
Также есть предположения, что на фреске было изображено как минимум два человека. Примерно вот  так.

king1
Священное животоное древних минойцев – бык. Практически не один турист на уезжает из дворца без похожей фотографии на фоне фрески с быком, копия которой находится  портике западного бастиона в Кносском дворце

AM14

Сам оригинал не такой впечатляющий. Как видно сохранились три фрагмента рельефной фрески изображают охоту на быка в скалистой местности с оливковыми деревьями. Основной элемент фрески – голова быка – является шедевром натурализма в минойском искусстве. Предположение, что на фреске изображена именно охота на дикого быка, основано, на изображениях на золотых кубках из Вафио, где нанесены похожие сцены. Да, да, в те давние времена на Крите водились дикие быки.

AM13

Минойские женщины – изящные, с выско поднятой головой, с дорогими украшениями, они играли не последнюю роль в жизни минойского общества. Есть предположения, что верховным жрецом – правителем Кноссоса – могла быть женщина.
«Дамы в голубом» - еще одна сильно повреженная, но от этого не менее известная фреска. Одетые по последней моде той эпохи дамы, скорее всего жрицы, учавструющее в священном ритуале. Вот эта фреска, скорее всего,  и вдохновила Ивана Ефремова создать образ критянки Таис.

AM8
 А современнное трактование можно посмотреть в ролике, где дама с фрески играет главную роль.



Знаменитая фреска «Парижанка», так назвал А. Эванс сохранившийся фрагмент, где изображена женская фигура со средиземноморскими чертами лица и ярким макияжем. Она скорее вписалась бы в богемный мир Парижа, чем в патриархальное общество Древней Греции.

AM7

Как видно, фрески на сохранились целиком, как мог бы предположить неискушенный турист. При раскпопках первоначально находился был мусор из остатков осыпавшейся штукатурки с нанесёнными на неё красками.
Из этих то кусочков и собирали реставраторы фрески, выкладывая их как мозаику. Представленные в музее фрески состоят где-то наполовину из оригинальных фрагментов, а наполовину из дорисовок.

AM6

Одна из любимых тем в фресках - мартышки. Тема мартышек пришла из Египта. Вполне возможно, что в садах Кносского дворца обитали обезьянки – подарки фараонов Египта. В Египте бог Тот часто изображался в облике бабуина, и в фресках Кносского дворца, обезьянки часто встречаются как часть священного ритуала.

AM5

AM4

AM11

А это мальчик. Может и обязьянка, но не нашли хвостика, поэтому мальчик.

AM10

Предполагается, что традиция рельефной фрески пришла на Крит из Египта, но в своей интерпритации. А также характерной особенность настенной росписи на Крите – это микрофрески, на которых отражается повседневная жизни дворца.

AM9

Минойцы практически, за редким исключением, не строили керпостных стен вокруг своих дворцов и поселений. У них нет изображений батальных сцен, по крайней мере пока не найдено. Их жизнь была связана с море. Стены, полы, потолки дворцов и вилл были украшены сценами на морскую тематику -  осминоги, рыбы, и самые известные – дельфины из Мегарона царицы в Кносском дворце.
Древний художник изобразил морской простор, синих дельфинов и разноцветных рыб. Поражает достоверность и точность росписей. От кораллов и губок, составляющих бордюр фрески, поднимаются вверх прозрачные пузыри.

AM12

Ярким подтверждением связей Крита с африканскими странами, которые осуществлялись, естественно, по морю, является фреска с изображением негра. Весьма показательна картина, на которой мы видим отряд чернокожих воинов под командой критского командира. Эта фреска находится в самом Кносском дворце.
AM1
Смотря на эти произведения искусства, порой кажется, что человечество что-то безвозвратно утратило. И как жаль, что тайны минойцев так еще и не разгаданы...
Tags: Крито-микенская цивилизация, фреска
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments