palborum (palborum) wrote in history_of_art,
palborum
palborum
history_of_art

Categories:

Басин П.В. Портрет детей художника.

Басин П.В. (2).

Тютрюмов Н.Л. Портрет профессора Академии художеств П.В. Басина. 1853. ГРМ.

Пётр Васильевич Басин (1793 – 1877) не самый популярный российский живописец. Даже всезнающая Википедия сочла возможным удостоить его всего парой кратких абзацев в несколько строк. «Широкой же общественности» он известен главным образом портретом своей жены – Ольги Владимировны Басиной, урождённой Назанской (1815 – 1849), скончавшейся в цвете лет от туберкулёза лёгких.

Басина О.В..

Басин П.В. Портрет О.В. Басиной. 1837/1838. ГРМ.

Несмотря на столь ранний уход, Ольга Владимировна успела осчастливить немолодого уже супруга рождением сына и пяти дочерей – портрет которых безутешный вдовец исполнил, примерно, в середине 1850-х годов. Вот об этом-то групповом портрете и пойдёт речь. Точнее, не столько о самом портрете, сколько о судьбе лиц на нём изображённых.

Басина Е.П.

Басин П.В. Портрет детей художника. Сер. 1850-х гг. ГРМ.

Е.Ф. Петинова, наверно единственный на сегодняшний день, серьёзный исследователь творчества живописца отмечает: «Потеряв мать, старшие дети окружили младших заботой и вниманием. Именно идея кровного родства, взаимной привязанности, любви и поддержки, а также глубоко затаённая горечь утраты пронизывают портрет детей Басина».

В центре в белом нарядном платье с прозрачным шарфом, отороченным золотой бахромой, – старшая дочь художника – Екатерина Петровна. Родилась 21 февраля 1839 года. Впоследствии вышла замуж за выходца из Германии, подполковника русской службы Отто Фридриха (Фёдора Фёдоровича) Грушке. Родила сына – Николая Фёдоровича (1872 – 1920), известного критика, филолога, одного из авторов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», переводчика книги Ганса Мериана о Рихарде Штраусе.

За спиной Екатерины, слегка приобняв сестру, вторая дочь Басиных – Ольга. В замужестве Сухоровская. Родилась 21 ноября 1840 года. Жена австрийского подданного, художника Марцелия Гавриловича Сухоровского (1840 – 1908). Выпускника Петербургской Академии художеств (1868), академика живописи (1874), снискавшего себе славу мастера обнажённой женской натуры, выполненной «при эффектном огненном освещении с прибавкою реальных аксессуаров, подходящих к сюжету».

Крайний слева – сын Николай – будущий архитектор. Родился 25 июня 1844 года. В 1869 закончил Академию художеств с золотой медалью 1-го достоинства и командировкой за границу «на казённый счёт, для усовершенствования в искусстве, сроком на четыре года». Академик архитектуры (1874), Почётный член Дома милосердия (1889), архитектор двора вел. кн. Николая Николаевича Старшего, архитектор Страхового общества «Россия». Гласный Петербургской городской думы. Скончался в 1917.

Крайняя справа – дочь Мария. Родилась 13 июня 1842 года. В замужестве – фон Бранденбург. Муж – по-видимому, военный.

Рядом с ней младшие сёстры-близнецы – Анна и Софья. Обе родились 21 февраля 1846 года. Об Анне найти ничего не удалось. Софья вышла замуж за профессора, историка искусств Евгения Александровича Сабанеева (1847 – 1913), выпускника Академии художеств (1879), преподавателя, а позже директора Рисовальной школы при Императорском Обществе поощрения художеств, одного из редакторов ежемесячного издания «Художественные сокровища России».

На генеалогических сайтах почему-то упорно отрицают это родство, «навязывая» Сабанееву в жёны его троюродную сестру Александру. Однако, полистав справочник «Весь Петербург» за 1901 год можно с лёгкостью убедиться, что Евгений Александрович и в этом, и в предыдущие годы, вполне благополучно проживал «одним домом» с Софьей Петровной по адресу: 10 линия Васильевского острова, 39.

Для очистки совести было бы совсем неплохо ещё посетить Александро-Невскую лавру – её Никольское православное кладбище, где нашёл упокоение «раб божий Евгений с супругою». Уж там-то, думаю, вопрос их родства был бы снят окончательно…

В грядущие выходные надеюсь сие намерение исполнить. О результатах незамедлительно будет доложено всем «заинтересованным лицам».

Продолжение см. здесь:
http://palborum.livejournal.com/89808.html

Tags: 19 век, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments