nkbokov (nkbokov) wrote in history_of_art,
nkbokov
nkbokov
history_of_art

Categories:

Господь и епископ

     Бернини, высекая, восхищался (моделью, высотой замысла, престижностью заказа…), и свое восхищение он воплотил в мраморе. Мы ведь не знаем, как выглядел исторический Иисус. Но наш образ его должен быть прекрасен.
Скульптура стоит в соборе города Се на высоком цоколе, зрители могут дотянуться рукой до одежды и рук, – и мрамор их отполирован до блеска. А лицо – лик – безупречно своей матовой белизной.
     Он окружен утренней тишиной: в час открытия собора здесь никого. Безмолвное время совершает свою литургию.
Двадцать веков тому назад имело место начало, это абсолютно точно, хотя бывают споры о деталях и обстоятельствах.
"Бог приходит, – писал Дмитрий Леонтьев (†1982) в книге "Один год Федора Степановича", – и, уходя, он оставляет закон".
Люди начинают его приспосабливать к себе, – толковать, изменять, упрощать, обеднять, приземлять. Угнетать и даже убивать. Эту динамику Новый Завет не скрывает. Уже в Деяниях Апостолов совершен первый проступок "первых христиан": при обобществлении имуществ членов – пока еще – секты Петр обнаруживает, что супруги Анания и Сапфира часть своей собственности утаили, и обличает их. Они умирают от страха. И "юноши выносят" их и хоронят.
     А Господь не погубил никого.
    В соборе "красивому Богу города Се", как его здесь традиционно именуют, есть параллель, – скульптурный портрет Русле, епископа 19 века. Попроще, из камня albâtre,


   "Красивый Бог города Се". Скульптор Бернини (†1680)

сработанный профессионально, через два года после смерти прелата. Честное худощавое лицо. Дисциплинирован, иерархичен, властен со стоящими ниже. Нарочито сверлящий, немного инквизиторский взгляд. Пережил в детстве Великую Французскую. И другие большие три, не считая мелких восстаний (во Франции 19 века – в среднем каждый два года). "Типичный представитель католического духовенства" того времени, откровенно клерикального, – церковь чувствовала себя политической партией. Ее программа – не Евангелие, даже не "Деяния Апостолов", а катехизис: утвержденная наверху сумма ответов и вопросов, заучиваемых наизусть. Последний оплот. Конец. Впрочем, островки жизни не исчезают: монахи, "харизматики", миссионеры-романтики, "озаренные". И даже движение "священников-рабочих", – кюре, ушедших на производство, поближе к трудящимся! Движение запрещено тогдашним папой… но не оно ли вынесло в конце концов на поверхность нынешнего папу Франциска?.. Ибо ни одно усилие любви не пропадает. Ни одна мысль, ни одна строка во имя ее.


Шарль-Фредерик Русле (Rousselet †1881), епископ Се (Sées)
(скульптор Этьен Леру/Leroux, 1884)
Tags: 17 век, 19 век, Италия, Франция, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments