k_alekseeva (k_alekseeva) wrote in history_of_art,
k_alekseeva
k_alekseeva
history_of_art

Category:

"Запорожская" тема в творчестве И.Е.Репина

Русского художника И.Е.Репина очень волновала тема "запорожья". Можно сказать, эта тема занимала особую роль в его вторчестве и была одной из любимых тем Репина Не случайно живописец столько времени работал над тремя вариантами картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", о которой я уже рассказывала в history_of_art

Работая над картиной "Запорожцы", Илья Ефимович сделал большое количество карандашных набросков, многие из которых сейчас хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, где находится сама большая коллекция полотен Репина.

Первый карандашный набросок на запорожскую тему был сделан художником в июне 1878 года в «Абрамцево», в 1879 он написал эскиз маслом, который сейчас хранится в Третьяковской галерее. Изучая казачество, Репин вместе со своим учеником Валентином Серовым ездил в Запорожье, посещал Одессу, Киев.

Из этой поездки Репин привез более 400 зарисовок и набросков человеческих типов, пейзажей, предметов казацкой древности. На Родине эта работа продолжилась неспешным подбором прототипов, работой над композицией.

За 12 лет работы над полотном Репин множество раз добавлял и убирал персонажей, изменял их положение на картине, чтобы добиться наибольшей точности и выразительности. Все это выразилось в огромном количестве рисунков, этюдов, эскизов, которые разошлись по многим музеям мира. Они не только прекрасно иллюстрируют создание шедевра, но и несут самостоятельную художественную ценность.


«Запорожцами» Репин не исчерпал своей любви к самобытности казаков, к их вольнодумию, простоте.

В 1900-х он пишет картину «Черноморская вольница» (изначально художник называл ее «Запорожцы на Днепре») и посвящает ее защитникам Украины – запорожцам, застигнутым бурей на море после набега на турецкий берег. В отличие от оптимистичного «моря смеха», эта картина показывает жизнь запорожцев в драматическом ключе.

Как и в первом случае, в работе над «Вольницей» репин проявил крайнюю дотошность к деталям. Так, специально для картины был найден морской запорожский малиновый флаг (стяг). А в качестве гребцов Репину позировали К.И. Чуковский, сосед садовник по прозвищу Василий Щеголёк, «статный чернобородый красавец», художник Николай Струнников и поэт Владимир Маяковский.

К сожалению, не все, кто видел картину на передвижной выставке 1909 года, восхищались ее экспрессией и колоритом. Критика была нелицеприятной, звучали упреки в схожести с картиной Сурикова «Разин». Живописец многократно переписывал полотно, которое в конце концов было продано в Швеции. Долгое время «Черноморская вольница» экспонировалась в Музее истории мореходства в Стокгольме, потом снова скрылась в частной коллекции. В 2008 году в Москве были выставлены два этюда Репина к картине, обнаруженные в Финляндии и США.




P.S. У жителей Челябинской области было много времени ознакомиться с творчеством И.Е. Репина и с темой "запорожья" в особенности на выездной выставке кратин художника в г. Сатка. Меня лично очень вдохновила эта выставка и проходящие на ней лекции историков и искусствоведов на изучение творчества русских художников вообще. Жаль, что выставка подходит к концу. Побольше бы таких инициатив.
Tags: Россия, выставки, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments