karolina_rona (karolina_rona) wrote in history_of_art,
karolina_rona
karolina_rona
history_of_art

Category:

Автопортрет художника

Читала "Историю зеркала" С. Мельшиор-Бонне, и, как иллюстрация одной из тем книги, перед мысленным взором высветились мои любимые автопортреты художников.
Мне нравится, когда художник делает себя участником изображенных событий, как бы свидетельствуя своим присутствием его истинность. В "Афинской школе" Рафаэль скромно притулил себя справа в нижнем углу, откуда он с полоборота выглядывает с задумчивым выражением глаз и изящной грацией человека эпохи чинквеченто.





Иное дело - Веласкес в своих "Менинах". Здесь он - центральная фигура, столб, держащий на себе все строение. Художник изобразил себя в процессе творчества, и его лицо выражает сосредоточение и легкую досаду на то, что ему помешали, вынудили отвлечься. А помешала ему своим появлением королевская чета...





Ян Вермеер тоже написал себя за созданием картины, и тоже портрета, однако демонстративно показал зрителю только свою спину, отгородившись таким образом от суеты сует, погрузившись только в мир своей модели... Интересно, он бы заметил, что в мастерскую вошел король, случись такое?)))



Зато совершенно открыт зрителю Альбрехт Дюрер в своем абсолютно фронтальном автопортрете, настолько тщательно и детально передающем все черты его облика, что поневоле опускаешь глаза, встретившись с его прямым взглядом. В эпоху, когда художники обычно изображали себя в полуанфас, такой автопортрет выглядел вызовом. Exegi monumentum...



В XVIII веке утверждение ценностей индивидуализма было уже привычным делом, и Давид пишет себя анфас, обратившимся к зрителю с интонацией вопроса в больших черных глазах, с кистью и палитрой в решительных руках. Очень лаконичный портрет, но какое напряжение в позе, во взгляде! Как чувствуются в спокойном, казалось бы, колорите картины сполохи бушующего пожара!



В начале ХХ века все становится гораздо менее пафосным, хотя события вокруг бушевали неслабые. Вот чудесный, полный здорового юмора "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" кисти Ильи Машкова. Художник изобразил себя и друга Петра как высококультурных и всесторонне развитых личностей, не чуждых всем радостям мира. Очень бодрая картина, неизменно повышающая настроение. Надо заметить, что две изображенные в рамках вазы со цветами были ранее портретами жен художников, но дамы не захотели фигурировать в картине, и Машков со свойственной ему здоровой иронией переделал их в вазы. А все-таки, какая прелесть этот автопортрет с другом!



И еще один прелестный, очень лиричный и светлый автопортрет - "Перед зеркалом" Зинаиды Серебряковой. Такой домашний мир, уют мирного существования, радость от каждой минуты неповторимого бытия, увы, утекающего с каждым мгновением куда-то в неизбежность...</font></font>

Tags: живопись, тематические подборки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments