alienordis (alienordis) wrote in history_of_art,
alienordis
alienordis
history_of_art

Categories:

Базилика Сант Андреа в Верчелли: романика и готика.

Оригинал взят у alienordis в Базилика Сант Андреа в Верчелли: романика и готика.
Базилика Сант Андреа (Basilica di Sant'Andrea), расположенная в маленьком городке Верчелли, была одним из первых готических зданий, построенных на территории Италии. Ее облик стал сплавом романских традиций, цисцерианских образцов и новейших достижений в области архитектуры начала XIII века.

Башня над средокрестием базилики Сант Андреа.
IMG_4916



Строительство базилики Сант Андреа началось в 1219 году. Основавший ее кардинал Гуала Биккиери тогда только что вернулся из Англии, где служил папским легатом. В финансах кардинал ограничен не был – английский король Генрих III даровал ему бессрочное право на доходы аббатства Святого Андрея в Честертоне (Кембридже). На эти деньги Биккиери пригласил в Верчелли монахов, которым он поручил заняться строительством нового монастыря и госпиталя для паломников – город Верчелли находился на «дороге франков», втором по популярности паломническом пути Европы., по которому жители Англии и Франции следовали в Рим, а итальянцы — на север, в Кентербери. (Замечу в скобках, что в средние века к медицине слово «госпиталь» имело очень опосредованное отношение. Госпиталь был смесью приюта, богадельни и гостиницы.) Строительство госпиталя началось в 1224 году, строительство базилики завершилось в 1227 году.

Упомянутые выше монахи были приглашены из французского аббатства Сан Виктор – одного из крупнейших интеллектуальных центров Европы. Считается, что именно их влиянию здание базилики Сант Андреа обязано своими готическими чертами. Однако архитектор церкви наверняка был итальянцем – слишком сильны в ее облике романские традиции Северной Италии.

Фасад
Стилистика фасада базилики восходит к романской архитектуре Ломбардии и Эмилии. Здесь присутствуют многие характерные для нее элементы – двускатная крыша, полукруглые арки над вратами, две аркады лоджий и большое окно-роза, разделенное тонкими колоннами на 12 частей.

Фасад Базилики Сант Андреа.
IMG_4998_1

Особый интерес представляют люнеты над вратами, также выполненные в романском стиле. Они создавались одновременно со строительством базилики. На центральном люнете изображена сцена мученичества Св. Андрея. В центре композиции находится Св. Андрей, распятый на традиционном латинском кресте (косой Андреевский крест стал неотъемлемым атрибутом апостола только в позднем средневековье). По его левую руку изображен римский проконсул, приказавший двум своим приспешникам казнить Святого. По правую руку апостола изображена девушка, которая вместе с двумя другими христианами погребет его тело. Над головой Св. Андрея находится ангел, который уносит на небо его душу.

IMG_4976

На люнете левых врат (отреставрированном в XIX веке) изображен кардинал Биккьери, преподносящий церковь Св. Андрею, сидящему на троне. Дарственная надпись, выгравированная на архитраве, начинается со стиха Lux cleri patriaeque decus и продолжается обширной похвалой добродетелям кардинала, что наводит на мысль, что этот рельеф мог быть создан в 1227 году – году смерти кардинала.

IMG_4974

Первоначальное оформление правого люнета было утрачено. Сейчас он украшен декоративным орнаментом из колоннами и арок-трелистников.

IMG_4978

Фасад базилики Сант Андреа и нижние части башен облицованы камнем трех видов.

IMG_4996

Вершины колоколен декорированы кирпичом и плиткой. В интернете пишут, что это такое интересное стилистическое решение, но лично на мой взгляд больше похоже, что поставки камня, по какой-то причине были прерваны и башни решили облицовывать «тем, что было».

На боковой стороне башен особенно заметны "неаккуратные" границы каменной облицовки.
IMG_4993_1

Колокольни украшены романскими окнами с круглыми арками. Расположение одного над другим одно-, дву- и трехчастных окон традиционно для данного периода. Крыши башен отделаны темным кирпичом. На их шпилях располагаются металлические фигурки: слева - петух, символ бдительности, справа - андреевский крест.

Башни базилики Сант Андреа.
1_IMG_5000

Внешний вид базилики практически не менялся с XIII века. В XV веке к ней пристроили еще одну колокольню, но она была выполнена в  стилистическом единстве с более древними строениями.

Колокольня XV в. - крайняя правая башня.
IMG_4994

Модель базилики Сант Андреа и монастырского комплекса.
IMG_4933

IMG_4937

IMG_4939

IMG_4935

Интерьер
Интерьер базилики полностью выполнен в готическом стиле. Стрельчатые арки, опирающиеся на тонкие колонны, собранные в пучок, крестовые нервюрные (ребристые) своды…

Центральный неф (для удобства понимания архитектурной терминологии универсальную схему католического храма можно посмотреть здесь. Наос и центральный неф - это одно и то же)
IMG_4849

Центральный неф.
IMG_4844_1

Свод центрального нефа
1_IMG_4857

Свод бокового нефа.
IMG_4926

Боковой неф.
IMG_4919_1

Центральный неф. Вид на восточную сторону.
IMG_4850

Центральный неф. Вид на западную сторону.
IMG_4883

Башня над средокрестием опирается на паруса, декорированные колоннами на вершине которых изображены символы четырех евангелистов.

Башня над средокрестием, вид изнутри.
IMG_4869

IMG_4913_1

Башня над средокрестием, вид снаружи.
IMG_4992_1

Апсида храма имеет квадратную форму, что характерно для церквей цистерцианского ордена, активно развивавшегося в то время. Монахи Верчелли цисцерцианцами не были, но под влияние архитектурных предпочтений попали.

IMG_4861

IMG_4871_1

В одной из капелл размещен мемориал аббату Томасу Галлусу, одному из первых монахов аббатства. До приезда в Верчелли по приглашению кардинала Биккьери он был профессором парижского университета. Монумент относится к началу XIV века.

IMG_4911_1

Рельеф на передней панели саркофага изображает несколько фигур: в центре – Мадонна с младенцем, справа от нее – Томас Галлус и апостол Андрей, слева – Св. Катерина Александрийская (покровительница филососфии) и Псевдо-Дионисий (чьему мистическому богословию Томас Галлус посвятил несколько исследований). В нише над саркофагом находится фреска ломбардской школы, в центре которой изображен аббат Томас, которого окружают фигур ангелов, играющих на музыкальных инструментах.
IMG_4901_1

Соседняя капелла оформлена совсем в другом стиле.

IMG_4884_1

IMG_4900_1

Клуатр
Из клуатра (внутреннего двора монастыря) открывается потрясающий вид на базилику.

Вид на колокольни XIII века.
IMG_4962_1

IMG_4958

Вид на башню, расположенную над средокрестием базилики.
IMG_4959

В центре клуатра расположен колодец.
IMG_4960

Клуатр был сильно перестроен в XVI веке. В первую очередь изменения коснулись кровли – деревянные крыши были заменены сводчатыми потолками.

Сводчатые потолки и арки XVI века.
1_IMG_4950

От первоначальной структуры XIII века остались только тонкие колонны аркады, собранные в группы по четыре.

Колонны, сохранившиеся с XIII века.
IMG_4969_1

Своды арок украшают фрески с геометрическими орнаментами и фантазийными мотивами.

IMG_4951

Во время недавней реставрации были восстановлены врата, которые объединяют клуатр с левым пределом базилики. Люнет над вратами (изначально расположенный над входом в зал капитула) относится к XIII веку.

IMG_4946_1

 В центре люнета изображен Агнец Божий, справа – Иоанн Богослов, а слева – Иоанн Креститель.

IMG_4946_2

Справа от описанных врат расположена кропильница с интересным декоративным оформлением.

IMG_4948

Ни описания, ни датировки вот этого элемента я не нашла, но, судя по орнаменту, похоже, что он относится к тому же периоду, что и перестройка крыши.
IMG_4944_1

Монастырский комплекс Верчелли сильно пострадал во время осады города в 1617 году. Отреставрировали его только в 1818-1840 годах. Реставрационные работы проводились также в 1927 и 1955-60 гг.

Написано на основе итальянской Википедии.

Про другие интересные места из нашей последней поездки по Италии можно почитать здесь .


Tags: 13 век, Италия, архитектура
Subscribe

  • Достройка Рамессеума в первой половине XIX века

    Видимо, первые фото Рамессеума 1850-51 годов. Рамессеум, заупокойный храм фараона Рамсеса II XIII века до н. э., относится к топ-памятникам…

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Рисунки Якопо Беллини

    Якопо Беллини - венецианский художник. Предположительные даты жизни 1400-1470. Родился и умер в Венеции. Сын лудильщика. Основатель художественной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments