alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in history_of_art,
alexander pavlenko
alexander_pavl
history_of_art

Category:

История пары копий

Когда-то, давным-давно, так давно, что старики и не припомнят, ещё в XVII столетии, жил да был в городке Бассано дель Граппо человек по имени Джованни Батиста Вольпато. Был он математик, алхимик, естествоиспытатель, немного врач, немного гравёр, живописец и, конечно, автор популярных трудов по истории и технике живописи. Разумеется, это был вовсе не тот Вольпато, портрет коего с замечательным мастерством набросала Ангелика Кауфманн, а совсем другой, из раньшего времени.

Giovanni Battista Volpato 1 Giovanni Battista Volpato

Кумиром Джованни Вольпато был, само собой разумеется, его земляк, уже умерший к тому времени прославленный художник Джакомо Бассано, прозванный за свои подвиги Якопо да Понте. Вольпато сам был, как я уже упоминал, знатный живописец, а мастерство своё он неизменно приписывал тому обстоятельству, что неустанно копировал работы своего кумира, стараясь держаться как можно ближе к манере мастера, повторяя даже длинну мазков краски. Для тех времён увлечённость копированием шедевров не была редкостью, но Вольпато особенно в сём усердствовал.

И вот приключилось однажды некое кирикуку, о коем история сообщает в нескольких вариантах. Я их все перечислю, так что каждый сможет выбрать версию по своему вкусу.

Итак. В двух деревенских церквях недалеко от Фельтре висели две крупноформатные алтарные картины да Понте, он же Бассано. В той церкви, что в Томо, находилось полотно с изображением апостола Якова (старшего брата Иисуса Христа, коего так почитают в солнечной Иберии) и Иоанна Крестителя. А в Сан-Марио в Разае находился образ со святым Мартином и святым Антонием, который не то насылает «антонов огонь», не то от оного уберегает.

Jacopo_da_Ponte_012 bassano-2 bassano-3

NB. Сканы картин, о которых речь, я не раздобыл (хотя они мне памятны), но вот эти ралдоты тоже дают представление о художнике...

И вот, повторяю, однажды, а точнее, в 1674 году, Вольпато подменил оригиналы Бассано своими копиями, за что десять с лишним лет спстя, в 1687 году, был приговорён к изгнанию на десять лет и конфискации имущества.
Что за фигня, спросите вы? На то есть различные версии.

Версия первая, неинтересная: Вольпато получил заказ на реставрацию этих картин, но вернул не их, а свои копии, и спустя несколько лет продал оригиналы на сторону. Кто-то узнал о продаже и сообщил обокраденным общинам.

Вариант второй: Вольпато из-за своих алхимических экспериментов влез в долги, а с долгами расплатиться ему помог местный епископ. Вольпато отблагодарил благодетеля копиями картин своего любимого художника (копии в самлм деле недёшево стоили, хотя никакого сравнения с ценами на оригиналы не выдерживали), а благодетель, в свою очередь, втихую подменил картины в Томо и Разае. Через десять лет новый священник в Томо обнаружил, что картины новые, поднялся скандал, Вольпато обвинили в мощенничестве, он принял вину на себя, и благодарный епископ предоставил стареющему художнику виллу и приличный пансион у себя в имении. Через десять лет Вольпато вернулся в свой родной город, как ни в чём не бывало, и принимал новые заказы на оригинальную живопись и копии старых мастеров.

Вариант третий: начало совпадает с первой версией, но потом они расходятся. Вольпато никому позаимствованные картины не продал, а продолжал наслаждаться близостью оригиналов своего кумира – одержимость коллекционера, знаете ли... В 1685 году новый священник в Томо (деталь второго варианта), недолюбвливавший Вольпато, поручил очередную реставрацию (новая метла чисто метёт) некоему Карло Ости, естественно, из Остии, а тот сразу заметил, что краски на картине свежие и грунт современный. Кроме того, Ости прекрасно знал манеру Вольпато и не путал её со стилем Бассано. Картины были отправлены на экспертизу в Венецию, где вся правда наружу-то и выплыла. Кроме того, выяснилось, что Вольпато пару раз оставлял оригиналы Бассано в залог в банк Монте ди Пьета.

В общем, Джованни Вольпато в самом деле был приговорён к изгнанию из своего города на десять лет, однако картины вернул, повинился, компенсировал моральный ущерб и отделался условным наказанием и порицанием, постепенно перешедшим в одобрительное похлопывание по плечу, ибо то, что его картины столь долгое время принимались за оригиналы Бассано (и в таковом качестве многократно копировались усердными молодыми художниками), неплого подняло его реноме в мире искусства.

А сами оригинальные картины по иронии судьбы к концу века снова оказались в закладе в банке Монте ди Пьета, на сей раз заложенные уже легально – приором церкви в Томо, решившим не заморачиваться и снова вывесить у себя копии Вольпато (они там и посейчас висят).

Но 28 сентября 1701 года группа таинственных незнакомцев в плащах, в навинутых на брови шляпах, с лицами, замотанными черными тряпками, со шпагами и пистолетами в руках, вломилась на склад банка и вынесла, в числе прочего, злополучные картины. Затем след картин на некоторое время теряется, однако в 1719 году они уже числятся в каталоге коллекции дюссельдорфского курфюрста. Позже эту коллекцию унаследовал Маннхайм, «город квадратов, вписанных в круг» (туда перебралась резиденция пфальсхих курфюрстов), а в конце концов работы Бассано упокоились на стенах Старой Пинакотеки в Мюнхене.
Tags: 17 век, Италия, живопись, занимательные факты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments