Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Скульптурные фантазии Пиранези

Оригинал взят у cicerone2007 в Скульптурные фантазии Пиранези
Впервые с Джованни Баттиста Пиранези, как скульптором и антикварием, я познакомилась в Глазго, в Собрании Баррелла. Огромная мраморная ваза, составленная из фрагментов античной скульптуры, найденных на вилле императора Адриана, выставлена в зимнем саду музея.

Ваза с виллы Адриана



Изображение этой вазы было гравировано:

Ваза с виллы Адриана
http://pics.livejournal.com/vittasim/pic/000bgg06

Насколько это творение Пиранези было популярно, я смогла убедиться в Кембридже, где старая знакомая в бронзовом обличье расположилась совсем неподалеку от Капеллы Королевского колледжа:

Пиранези в Кембридже

В том же 2011 году, когда я бродила по Кембриджу, в Эрмитаже состоялась выставка «Дворцы, руины и темницы. Джованни Баттиста Пиранези и итальянские архитектурные фантазии XVIII века». В прекрасном каталоге с текстами А.В.Ипполитова и В.М.Успенского опубликован перевод «Исторического очерка жизни и трудов Дж.Б.Пиранези – архитектора, художника и гравера, родившегося в Венеции в 1720 году, умершего в Риме в 1778 году» Ж.Г.Леграна. В этом очерке и каталожных комментариях я нашла, наконец, кое-что и о скульптурных творениях Пиранези.
Оказалось, что эти мраморы по своей сути такие же фантазии как офорты с руинами и статуями. Вот, например, фрагмент фронтисписа серии «Vedute di Roma»:

Пиранези

В таких листах соединяются подлинные находки римских антиквариев со скульптурой и архитектурой, созданной по «античным мотивам». Кроме архитектурных сюит, Пиранези издал альбомы с изображением декоративных предметов. Вот как пишет о них Легран: "остроумно смешав разнохарактерные обломки, найденные на <…> раскопах (барельефы, вазы и статуи в египетском, этрусском и греческом вкусе), он составил том украшений для каминов и начал гравировать свои вазы и канделябры. <…> Он завел большое число друзей, посвящая каждый из листов этой серии тем из иностранцев, кому хотел оставить вечный памятник своей дружбы".
/Указ. соч., стр. 390/

Канделябр с виллы Адриана
http://pics.livejournal.com/vittasim/pic/000brcqq

На листе с дружеским посвящением мы видим изображение канделябра, который сейчас находится в Оксфорде, в первом же зале музея Ашмолеан.

Канделябр с виллы Адриана

Чего здесь только нет! Сатир и змеи, горделивые птицы, листья аканфа и розетты.

Канделябр с виллы Адриана

Композитная капитель, украшена головами баранов и извивающимися дельфинами.

Канделябр с виллы Адриана

И все это опирается на львиные лапы.

Канделябр с виллы Адриана

«Став антикварием и занявшись раскопками на вилле Адриана в Тиволи, – пишет В.У.Успенский, – Пиранези начал составлять из разрозненных находок античного времени новые предметы – вазы, канделябры, декоративные колонны и т.п., причем реальное предназначение фрагмента в расчет не принималось – ограда колодца легко становилась туловом вазы, обломки саркофага составляли канделябр и т.д. Такова была обычная практика того времени, ведь целая вещь продавалась значительно дороже, нежели набор фрагментов. Однако Пиранези и здесь заметно выделялся на общем фоне – собранные им предметы всегда отличались особой экстравагантностью, оригинальной композицией, монументальностью и в то же время динамикой форм» / Указ. соч., стр. 100/
В экспозиции Британского музея сейчас есть несколько подобных творений Пиранези. Вот одна из ваз:

Пиранези

Здесь перед нами вновь участники вакханалий. Любопытно, что для украшения одного предмета были использованы изображения сатиров разного типа.

Пиранези

Бросается в глаза и другое. Если в верхней части вазы господствует классицизирующий римский вкус, то в нижней части преобладает трактовка формы, характерная скорее для эллинизма.

Пиранези

Еще одна ваза из Британского музея украшена крылатыми львами:

Пиранези

Пиранези

А головы в нижней части больше всего напоминают изображения речных божеств, которые довольно часто встречаются на саркофагах:

Пиранези

Материал для своих фантастических ваз и канделябров Пиранези добывал на вилле Адриана. Здесь во второй половине XVIII века развернулось соперничество антиквариев, которые вели раскопки. По словам Леграна, «Пиранези вернулся с виллы Адриана победителем, одолевшим своих соперников хоть и не без труда, но и без лишних перепалок, на которые другие тратили попусту слишком много времени, и, одержав множество побед, трофеем каждой из которых был фрагмент фриза, ваза, алтарь, канделябр и т.д., он сделался скульптором в своих просторных мастерских и из разобщенных кусков создавал образцы столь деликатной реставрации, что подготовил группу скульпторов, ставших мастерами в этом жанре…» / Указ. соч., стр. 390/
Среди гравюр Пиранези есть великолепные листы с руинами виллы Адриана. До нас дошло далеко не все, что можно было увидеть в конце XVIII века:

Вилла Адриана
http://pics.livejournal.com/vittasim/pic/000ett37

Но и сегодня вилла Адриана, производит огромное впечатление. Мы бродили по ней во время первого посещения Рима, пятнадцать лет назад. Было начало мая, только что отгремела сильнейшая гроза, распугавшая туристов. Среди пустынных развалин мы были похожи на чудаковатых странников Пиранези:


Вилла Адриана
http://pics.livejournal.com/vittasim/pic/000extr3

Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment