vanatik05 (Nataly) (vanatik05) wrote in history_of_art,
vanatik05 (Nataly)
vanatik05
history_of_art

Category:

АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ - 6. MODERN ART.

Оригинал взят у vanatik05 в АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ - 6. MODERN ART.
В предыдущих пяти частях нашего обзора истории американской живописи мы говорили о периоде с 18 по начало 20 веков, о становлении и развитии разных направлений в американской живописи, о наиболее известных ее представителях. Осталось кратко пробежаться по истории современного искусства Америки и показать репродукции работ художников, ставших не только знаменитостями, но и законодателями «художественной моды» в мире современного искусства.

landscape

Первая мировая война и экономический кризис привели к массовому переезду, пусть для некоторых и временному, многих художников из Европы и России (Дали, Шагал, Танги, Бурлюк, Мондриан), давших толчок развитию разных направлений модернистского искусства.
Одним из них был экспрессионизм*, расцветший в Америке накануне Второй мировой войны. Этому способствовало и то внимание, которое оказывали американские магнаты творчеству художников-абстракционистов. Миллионер Гуггенхайм в 1937 году пожертвовал средства на создание Музея беспредметной живописи. Затем семья Рокфеллеров выделила огромные средства на создание Музея современного искусства (МоМА, о посещении которого расскажу отдельно). В США было выпущено много альбомов и периодических изданий, пропагандирующих разные виды абстрактного искусства.

Макс Вебер (1881-1961), один из первых художников Америки, работавших в стиле кубизма. Он родился в Белостоке (в Польше, входившей позже в состав России) в ортодоксальной еврейской семье, в возрасте 10 лет эмигрировал с родителями в Америку. Первые годы своего творчества находился под сильным влиянием Сезанна и Матисса, с работами которых познакомился в Париже,
display_image
а после возвращения в Америку стал последовательным пропагандистом кубизма, и сегодня он считается одним из наиболее значимых ранних американских кубистов.
469px-Brooklyn_Museum_-_The_Cellist_-_Max_Weber_-_overall
Первое время Вебер получал резкие отзывы критики, неприятие зрителей, но со временем его работы нашли большее понимание, в 1948 году в опросе среди искусствоведов он был признан величайшим из живущих художников, «пионером современного искусства в Америке», а у студентов, которым он преподавал в Лиге студентов- художников, он считался «живым хранилищем современного искусства». В послевоенное время Вебер обратился к более фигуративным еврейским темам, к экспрессионистическому изображению жизни еврейских семей и раввинов.
490px-WLA_jewishmuseum_Sabbath_by_Max_Weber_2

Ясуо Куниёси (1893-1963) родился в Японии, в 14 лет эмигрировал один в Америку, учился в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.
7e75ba43138a
Он работал не только в разных направлениях живописи от сюрреализма до реализма, но известен и своими гравюрами, был прекрасным фотографом.
1d26c9512371
Вторая мировая война, вызвавшая прилив патриотизма, национализма и антияпонских настроений в США, отразилась и на творчестве Куниёси,в его произведениях много болезненно-красного цвета, они становятся темнее, в них проглядывает разочарование и трудности существования в двух культурах в то время, его стиль становится все боле экспрессионистическим.
02

Элтон (Олтон) Пиккенс (1917-1991) родился в Сиэтле, его юность прошла под тенью Великой депрессии, прихода Гитлера к власти, гражданской войны в Испании. Со своими одноклассниками он наблюдал за тем, как загружаются военные корабли, обсуждал угрозу японского или большевистского вторжения. У него не было возможности обучаться живописи, но он учился, посещая музеи и изучая работы старых мастеров, зарабатывая себе на тушь для рисунков на случайных работах.
000329
Только в 1956 году состоялась его первая персональная выставка картин со странными, тревожными, вызывающими жалость образами.
H0078-L17691995

Пол Джексон Поллок (1912-1956), главная фигура абстрактного экспрессионизма** был младшим из пяти сыновей в семье фермеров, пресвитерианцев ирландского происхождения. Его дважды исключали из разных художественных школ, но после переезда в Нью-Йорк он учился у Томаса Бентона в Лиге студентов-художников, оказавшего на него некоторое влияние, но не сумевшего справиться с его стремлением к ритмическому и необычному использованию краски.
pollock.key
. В 1938 году ему был установлен диагноз алкоголизма, он проходил курс психотерапии, есть предположение, что у него могло быть биполярное расстройство. Примерно тогда же он стал разрабатывать свою уникальную «капельную» технику и технику «заливки» работы с краской, которые принесли ему всемирную славу, этот способ получил термин «живопись действия».
pollock.moby-dick
Он рисует на огромных холстах, натянутых на стену или лежащих на полу, разбрызгивая по ним краску или просто разливая и размазывая разными инструментами. Позже, в 50-е годы, он начал просто нумеровать свои произведения, не желая давать им названия.
pollock.number-8
Погиб Поллок в автомобильной катастрофе в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Марк Ротко (Маркус Яковлевич Роткович) (1903-1970), ключевая фигура в абстрактном экспрессионизме, родился в Даугавпилсе (тогда – Двинск) в еврейской семье фармацевта, его детство было пронизано страхом погромов. Родители стремились дать детям светское образование, в семье много читали. Опасаясь призыва сыновей в армию, в 1913 году отец увозит семью в США, дети с раннего возраста начинают работать, а Маркус увлекается политикой левого толка. Окончив с отличием школу, он учится 2 года в Йельском университете, бросает, работает в швейной мастерской, поступает в Нью-Йорке в Школу дизайна, где впервые знакомится с американским авангардным искусством, заражается им и берет курс Макса Вебера в Лиге студентов-художников.
DT8055
. В 1933 году состоялась его первая персональная выставка, он экспериментирует с цветом, пишет акварелью и маслом, изучает примитивное искусство и детские рисунки и считает, что живопись начинается не с рисунка, а с цвета, используя «поля цвета» в своих акварелях и городских сценках. В 1940 году, обеспокоенный ростом антисемитизма, Маркус берет псевдоним, не имеющий явного еврейского звучания. В эти годы он увлекается мифологией, он называл себя «мифотворцем», занимающимся «восстановлением картинной плоскости, разрушением иллюзий, раскрытием правды».
220px-'Magenta,_Black,_Green_on_Orange',_oil_on_canvas_painting_by_Mark_Rothko,_1947,_Museum_of_Modern_Art
В послевоенное время Ротко вырабатывает свой зрелый фирменный стиль "multiforms", который, по его словам, содержит «дыхание жизни», наполнен возможностями, по его мнению, «цветовое поле – это простое выражение сложной мысли». ma1985.63.5
Через два года после обнаружения у него артериальной аневризмы его состояние усугубилось алкоголизмом, курением, семейным кризисом и разводом, и он покончил жизнь самоубийством, приняв большую дозу антидепрессантов и вскрыв вены. Марк Ротко входит в число самых продаваемых и дорогих художников 20 века.

Марк Джордж Тоби (1890-1976), родился в семье плотника, учился два года в Художественном институте в Чикаго, но в основном был самоучкой. После переезда в Нью-Йорк работал иллюстратором в модном журнале и зарабатывал, рисуя портреты.
В начале 20-х годов Тоби много путешествует – Париж, Барселона, Афины, Ближний Восток, интересуется арабской и персидской каллиграфией, работает учителем рисования в школе, изучает индейское искусство.
untitled-standing-figure-1965_thumb_medium580_0
В 1928 году он создает свою художественную школу в Сиэтле, а затем переезжает по приглашению в Англию для преподавания. Путешествие в Китай и Японию отразилось в его работах, там он изучал восточное искусство, философию Дзэн и каллиграфию в монастыре в Киото.
calligraphic-still-life-no-3-1958_thumb_medium580_0
В 1944 году Тоби впервые представляет свои «белые» картины, написанные в новой технике: носитель изображения, бумага или холст, покрываются многими слоями белой или светлой краски – это начало «всей» живописи, все более абстрактной, созерцательной, медитативной. Марк Тоби принадлежит к числу самых важных зачинателей абстрактного экспрессионизма.
crystallizations-1944

Виллем де Кунинг (1904-1997) родился в рабочем районе Роттердама (Нидерланды), 8 лет учился в Академии художеств, а в 22 года безбилетным пассажиром на грузовом судне перебрался в США. Вскоре его в составе 38 художников пригласили участвовать в создании 105 фресок для всемирной ярмарки. До середины 40-х годов он создавал не только фигуративные работы, но и серии лирических цветных абстракций,
untitled-v-1983
а позже эти две тенденции начинают сливаться, и де Кунинг стал все более отождествляться с движением абстрактного экспрессионизма, был признан одним из его лидеров. В 1948 году состоялась его первая персональная выставка из черно-белых композиций, а в 1950 году он подписал открытое письмо 17 художников, обвинив Метрополитен-музей во враждебности по отношению к «передовому искусству».
woman-i_thumb_medium580_0
Интересна его многолетняя работа над образом женщины, прошедшим через бесчисленные метаморфозы - агрессивная манера письма, яркие стратегически расположенные цветовые пятна сочетаются с изображением зубастых, перезрелых, с увеличенными глазами, отвислыми грудями и изуродованными конечностями «женщин».
marilyn-monroe-1954_thumb_medium580_0
Я думаю, как же надо было ненавидеть и бояться Женщину, чтобы так ее изображать, хотя в жизни он был женат на известной художнице, разделявшей его пристрастия. К концу жизни де Кунинг страдал болезнью Альцгеймера, его жена и дочь умерли и он находился под опекой адвокатов. Его произведения сегодня имеются в крупнейших музеях мира и очень дорого продаются, он – второй по дороговизне художник.

Роберт Мазервелл (Мотеруелл), (1915-1991), родился в Абердине в семье банкира, большую часть детства провел из-за астмы в Калифорнии. Там он полюбил широкие пространства и яркие цвета, характерные для его раннего творчества.
4
Он недолго обучался живописи, получил степень бакалавра философии, увлекался всю жизнь символистской литературой, что вместе с озабоченностью темой смерти (из-за слабого здоровья) стало главной темой его поздних рисунков. Большое влияние на Мазервелла в начале его творческого пути в 40-х годах оказали эмигранты-сюрреалисты и путешествие по Мексике.
CRI_181760
В 1944 году состоялась его первая персональная выставка, он становится одним из самых молодых представителей «йоркской школы Нью» (неформальная группа американских представителей разных видов авангардного искусства в 50-60 годы). Он много путешествует по Европе, участвует в выставках, проводит лето в колонии художников и все время очень много рисует.
is
Последние 20 лет жизни Мазервелл посвятил своей «открытой» серии, изображающей сопоставление большого и малого холстов.

Франц Йозеф Клайн (1910-1962), родился в Пенсильвании, в семье эмигрантов из Германии и Англии, учился в Бостонском университете, начинал с городских пейзажей, портретов и фресок по заказу.
DT1753
Наиболее известные его работы, однако, выполнены в черно-белом цвете, изображение мостов, тоннелей, промышленных объектов часто является содержанием его картин, относят нас к японской каллиграфии.
franz_kline_untitled_d5621931h
Клайн был красивым, обаятельным и общительным человеком, но влияние представителей абстрактного экспрессионизма, особенно де Кунинга, а также трудный брак с балериной, страдавшей депрессией и шизофренией, наложили неизгладимый отпечаток на его творчество.
FKline_Chief
Его репутация художника стала быстро расти после нескольких удачных выставок в 50-е годы, но ему не удалось насладиться ни славой, ни достатком – ревмокардит и алкоголизм привели к его ранней смерти.

Аршил Горки (Востаник Манук Адоян) (1904-1948) родился в Армении в бывшей Османской империи, его отец, убежав от призыва в армию, эмигрировал в Америку, бросив семью. Востаник с матерью и тремя сестрами бежал от геноцида в 1915 году на территорию, контролируемую русскими, а в 1920 году уехал в США,
untitled-self-portrait
изменив позже имя и фамилию и выдавая себя иногда за родственника Максима Горького. В начале своей карьеры он был под влиянием импрессионизма, затем постимпрессионизма, Сезанна и Пикассо.
The_Artist_and_His_Mother
Известные картины того времени представляют собой пейзажи и портреты, позже он работает в стиле кубизма и переходит к сюрреализму. В 30-е годы Горки пишет серию сложных работ в сюрреалистическом стиле, в некоторых из которых есть ностальгические намеки на его армянское прошлое.
arshile-gorky-the-liver-is-the-cock-s-comb
Горки претерпел ряд личных драм в 40-е годы, у него был диагностирован рак, он попал в автомобильную катастрофу, перелом позвоночника и временный паралич правой руки лишил его возможности рисовать, от него ушла жена, забрав с собой детей. Аршил Горки повесился в возрасте 44 лет на взлете карьеры и славы. Его картины и рисунки висят в каждом крупном музее, а его родственники создали в 2005 году фонд Аршила Горки, имеющий свой вебсайт.
hitler-invades-poland

Энди Уорхолл (Андрей Вархола)(1928-1987), ведущая фигура американского поп-арта***, родился в Питтсбурге в семье эмигрантов из Словакии (бывшей тогда в составе Австро-Венгрии), отец был шахтером. Маленький Энди был болезненным ребенком - после скарлатины у него обнаружили хорею (заболевание нервной системы, вызывающее непроизвольные движения конечностей), у него появляется страх перед больницей и врачами, развивается ипохондрия. В это время он много рисует, слушает радио, собирает фотографии кинозвезд, читает о них. Окончив среднюю школу, Уорхолл изучает коммерческое искусство в Технологическим институте Карнеги, а переехав в Нью-Йорк, работает в журнальной иллюстрации и рекламе и получает степень бакалавра.
e9c2ae2236d6c27b3c3100c45c152e0f710201024
Вскоре он приобретает известность как рекламный художник в обувной промышленности и изготовлении обложек для пластинок. Уорхолл разработал метод применения фотографически полученной шелкографии в живописи, это было сродни процессу изготовления эстампа, но с участием инновационных методов.
T03093_10 (1)
В 1962 году в Лос-Анджелесе состоялась дебютная выставка поп-арта, включавшая много работ Уорхолла, на которых были изображены знаковые американские объекты и знаменитости. В эти годы он организовал свою студию «Фабрика», собрал вокруг себя многих людей искусства, представителей контркультуры, богемы, многие из которых стали его помощниками и друзьями.
dd6055e282586da9143097ae1b24eaff610201011
7ED334A39ACF68CC871AFB217D2FF_h498_w598_m2
В 1968 году Уорхолл был тяжело ранен в результате покушения, еле выжил, всю жизнь был вынужден носить корсет. Энди Уорхолл пережил периоды неприятия своего искусства, признания и поклонения, критики за коммерциализацию живописи и использования ее на потребу рекламе, за гомосексуальные связи и использование своих знаменитых друзей в личных целях.
0_786c_a401edc4_XL
Умер Уортхолл от внезапной аритмии после операции на желчном пузыре, он оставил след не только в живописи, гравюре, шелкографии, скульптуре, музыке, кино и литературе, но и в использовании компьютерной техники.
a-cat-named-sam
В Питтсбурге, на его родине, находится самый большой музей в США, посвященный одному художнику.

Роберт Раушенберг (1925-2008), родился в Техасе в семье христиан-фундаменталистов, отец был выходцем из Германии. Роберт учился в Художественном институте Канзас-Сити и в Академии Жулиана в Париже, а затем в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке.
3642553_original
После женитьбы и скорого развода у него были романтические гомосексуальные отношения с другими художниками. Он путешествовал по Европе, побывал в Марокко, создает композиции всякого мусора, коробок, старых велосипедов и домашней утвари, утверждая, что хочет работать «в промежутке между искусством и жизнью», ставя под сомнение различия между произведениями искусства и предметами быта.
Robert_Rauschenberg's_'Canyon',_1959
Его произведения включают в себя не только всякие мусорные объекты, но и изображения, переданные на холст с помощью фотографии (как у Уорхолла),
estate-1963_thumb_medium580_0
он способствует сотрудничеству между инженерами и художниками, создает серию литографий, включавших в себя собственные живописные работы и материалы из архивов НАСА. В последние десятилетия он начал использовать технологические инновации, применять биоразлагаемые растительные красители, подчеркивая свою заботу об окружающей среде.
retroactive_thumb_medium580_0
Раушенберг более 40 лет плодотворно работал на художественном рынке, имел много наград, и умер от сердечной недостаточности, уединившись на острове во Флориде.

Джаспер Джонс (1930), ныне живущий живописец и гравер, в детстве из-за развода родителей часто переезжал с места на место, живя то с мамой, то с дедушкой или тетей, не имея никакого понятия об искусстве вообще. Он немного учился в Университете Южной Каролины, немного в Школе дизайна в Нью-Йорке, в 1954 году встретил Раушенберга, они не только стали жить вместе, но и развивать свои художественные идеи.
Bedroom_at_Arles
В 1958 году состоялась первая персональная выставка Джонса и МоМА приобрел 4 картины с неё. Ранние его живописные работы построены по простой схеме – флаги, карты, буквы и цифры.
flag-above-white_thumb_medium580_0
В течение 20 лет он изображал американский флаг в разных видах, в первую очередь как визуальный объект, в отрыве от своего символического значения, эти картины принесли ему первую известность. Джонс также известен как график и скульптор, помогал создавать декорации и перформанс, писал тексты для авангардной музыки. Самая его дорогая работа, «Фальстарт», была продана за 80 миллионов долларов.
77sd_11

Рой Лихтенштейн (1933-1997) родился в Нью-Йорке в обеспеченной еврейской семье брокера по недвижимости, до 12 лет получал домашнее воспитание. Во время обучения в школе заинтересовался искусством и дизайном, стал горячим поклонником джаза, часто посещал концерты в Гарлеме и рисовал музыкантов. Рой начинал изучать искусство в Лиге студентов-художников, потом в Университете штата Огайо, а затем три года служил в Армии во время Второй мировой войны. Вернувшись в университет, прошел аспирантуру и получил степень магистра изобразительных искусств. Его творчество тех лет сочетало элементы кубизма и экспрессионизма,
lichtenstein-tate-imperfect
а в конце 50-х он обратился к абстрактному экспрессионизму, начал включать образы героев мультфильмов и комиксов в свои работы.
3287-002_jpg_1350644229
В следующем десятилетии он приобретает известность не только в Америке, оставляет преподавательскую работу, переезжает в Нью-Йорк, чтобы полностью посвятить себя работе над картинами. Во всех его работах-комиксах просвечивает ирония, как будто он не относится серьёзно к тому, что рисует.
Roy
В конце 60-х Лихтенштейн перешел к использованию своих характерных методов в создании сложных образов знакомых архитектурных сооружений, картин и узоров, напоминающих уже ар-деко. Позже в его творчестве проявляются не только элементы, заимствованные у немецких экспрессионистов, но и сюрреалистов, китайской живописи,
Lichtenstein_BlueNude_1995-754x1024_
Лихтенштейн много рисует карандашом, увлекается гравюрой. В 1997 году его жизнь неожиданно оборвалась от воспаления легких.

Том Вессельман (1931-2004), психолог по образованию, 2 года служил в армии, после нее учился рисованию в Академии художеств Цинциннати, рисовал мультфильмы и успешно продал первые из них. Сначала он восхищался работами Мазервелла и де Кунинга, но вскоре отверг абстрактный экспрессионизм, он понял, что должен найти собственный стиль, идти в противоположном направлении.
not-detected-271662_thumb_medium580_0
После окончания Академии Вессельман занимается созданием коллажей и преподаванием. Впервые на него обратили внимание в мире искусства после серии «Великая американская ню», над продолжением которой он будет работать долгие годы.
not-detected-271620_thumb_medium580_0
Он работает в рекламе, изготавливает коллажи из старых журналов и плакатов, еще не определив для себя свое направление, считает необходимым «сделать прыжок, который выходит за рамки самого искусства». Вассельман не любил, когда его называли представителем поп-арт, указывая, что он использует повседневные объекты в эстетических, а не потребительских целях.
not-detected-271648_thumb_medium580_0
Он пробует себя в живописном и коллажном натюрморте, сопоставляя различные элементы и изображения, пишет маслом пейзажи,
Tom-Wesselmann-Landscape-No.4
экспериментирует с формой женского тела, работает над серией «Спальня», увлекается скульптурой, особенно из металла. Последние годы его жизни были омрачены болезненным состоянием из-за сердечной недостаточности, и он умер после операции на сердце.

Итак, мы вкратце ознакомились с основными современными направлениями живописи США и наиболее известными ее представителями (85 художников). Мы закончили путешествие в мир американской живописи, я открыла для себя много нового, неожиданного, и хотя в основном американские художники 18-19 веков шли в арьергарде мирового изобразительного искусства, в 20 веке им удалось выйти на авансцену и даже стать ведущими и родоначальниками в некоторых направлениях живописи, графики, дизайна. И как всегда, клип к последней части,в котором гораздо больше репродукций.

*Экспрессионизм (в переводе с латинского «выражение») – направление в мировом искусстве возникшее в Европе (преимущественно в Германии и Австрии) в первых десятилетиях 20 века. Экспрессионизм выражает эмоциональный и чувственный мир художника, часто в абстрактных (отвлеченных), не связанных с непосредственным восприятием реального мира формах.
**Абстрактный экспрессионизм течение в абстрактном искусстве, возникшее в США в 1940-х годах. «Беря истоки в раннем творчестве В. Кандинского, отчасти в экспрессионизме и дадаизме, абстрактный экспрессионизм сформировался под влиянием сюрреализма и его основополагающего принципа психического автоматизма, воспринятого американскими художниками от европейских мастеров, продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний.
*** Поп-арт (популярное искусство) – «направление в искусстве 1950-1960-х годов, для которого характерны использование и переработка символических и знаковых объектов рекламной продукции и массовой культуры. Поп-арт, возникнув как реакция на засилье абстрактного искусства, провозгласил своей целью возвращение к реальности и «раскрытие эстетической ценности» образцов популярной культуры. Абстракционистскому отказу от действительности он противопоставил грубый мир материальных вещей, которому приписывается художественно-эстетический статус. Каждая вещь в определенном контексте теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства».
Ссылки: http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page
http://arshilegorkyfoundation.org/
http://www.izostili.ru/index.php
http://char.txa.cornell.edu/art/fineart/modernus/modernus.htm
http://char.txa.cornell.edu/art/fineart/modernus/modernus.htm
http://allpainters.ru/hudozhniki-po-alfavitu.html

Tags: 19 век, 20 век, Америка, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment