nkbokov (nkbokov) wrote in history_of_art,
nkbokov
nkbokov
history_of_art

Categories:

Собор ХХ века

     Не один среди нескольких, а единственный, спроектированный архитектором как таковой, построенный в Эври (Evry), в 30 км на юг от Парижа.
Слух о нем прошел в год завершения строительства, 1995. Тогда в июне я отправился на место «посмотреть», включив Эври в поход по соборам, который я тогда предпринял.
     Ибо Париж имеет свое «золотое кольцо» – соборов, готических, отстоящих от столицы на 80-150 км, в главных чертах повторяющих Нотр-Дам. Особенность ее готики – отсутствие шпилей на башнях; они есть у «идеального готического собора» (слово Вьоле-ле-Дюка) – Шартрского. В Сен-Дени, впрочем, тоже были шпили, пока один из них не сокрушила молния в начале 19 века.


Собор Эври летом.

     Городок Эври разрастался с 60-х и превратился в столицу департамента Эссон (91), университетский и промышленный центр.
Открыта была и новая епископская кафедра. Подходящей по размерам церкви не оказалось.
     По старой, сложившейся в средние века схеме нужен был собор рядом с новыми мэрией, префектурой, торговой палатой. И университетом, уже построенным.
     Новому времени – новые очертания, не так ли.
     Прежние опыты – неоготики 19 века (Сен-Жан-Батист де Бельвиль в Париже…), неороманского стиля (ц. Сен-Дени Вьоле-ле-Дюка в Сен-Дени…), византинизма (Сент-Эспри Поля Турнона [Paul Tournon 1881-1964]), эклектики (Сакре Кёр…), модернизма (Корбюзье в Роншан; эту церковь /на прошлой недели посетили вандалы:/ разбили вдребезги витраж, подписанный архитектором) по-своему интересны.
     Итальянец Марио Ботта имел опыт религиозных построек в Бразилиа и в Рио-де-Жанейро. В Эври он решал задачу комплекса зданий, где церковь – одно из них, причем не противопоставляющее себя остальным, но и узнаваемо другое.
     Он выбрал усеченный цилиндр (38 м в диаметре, достигающий 34 м в высокой части), в который вставлен другой, меньшего диаметра, образующий неф.
     К храму примыкает жилой корпус, напоминающий клуатр, где размещены епархиальное управление и монастырь доминиканцев.
     По овалу сечения цилиндра посажены 24 серебристые липы, нагруженные – кроме листвы – многообразной символикой. Весной на Пасху распускаются листья и напоминают о Воскресении… 24 часа суточного круга… 12 колен Израилевых плюс 12 апостолов…
Цилиндры отлиты из бетона и облицованы тулузским кирпичом, он розоватый и легче сделанного из северной глины. Узор стен напоминает, по мнению некоторых, дома в южном Тунисе (он еще весьма затрудняет рисование графитти... )
Собор города Альби, кстати, построен из кирпича целиком.


Неф и вид на хоры.

     Проект собора Эври рассматривался в Ватикане в мае 1990 года; первый камень положен на Пасху через год в присутствии папского нунция. При освящении в мае 1997 года он  наименован собором Воскресения и св. Корбиния (местный подвижник 8 века); в августе его посетил папа Иоанн-Павел 2.
     В 2006-м создана Скола Канторум.

     Марио Ботта, известный своим Музеем современного искусства в Сан-Франциско, говорил об увлечении византийскими и романскими постройками северной Италии.
     В основе цилиндра лежит круг, «самая совершенная фигура» («…подобная Богу, чья окружность повсюду, а центр нигде», – эта бродячая цитата обычно приписывается Николаю Кузанскому… или бл. Августину). Тулузский кирпич, использованный для облицовки, объединил 4 элемента: он сделан из земли и воды, высушен на воздухе и обожжен на огне…
     Кирпичей понадобилось 840 000. Высокая часть собора ориентирована на северо-запад, перепад высот сечения составляет 34/17 м. Крыша прозрачная, с несущим металлическим треугольником посередине, опирающимся на три консоли. Надстройка высокой части поддерживает колокольню с пятью колоколами и крестом (общим весом в 3 тонны). Доступ в собор осуществляется через три входа: традиционный с юго-востока, вход для процессий с запада, и с востока.
     Диаметр цилиндра нефа – 29 м; он выстлан черным гранитом.
     Позади хоров расположен витраж, изображающий условное дерево.
     Боковые галереи спускаются в хоры широкими низкими ступенями, называемыми ослиный шаг. Они освещаются окнами с абстрактными цветными витражами Ким Эн Юнга.
     Престол сделан из белого каррарского мрамора и покоится на столпе, спускающемся в крипту, где приготовлены 24 ячейки для будущих захоронений епископов (хватит на 500 лет… приблизительно).
     В левой части хоров установлен 9-тонный баптистерий из белого мрамора цилиндрической формы; при крещении возможно погружение.
      В глубине нефа, под главным юго-восточным входом, расположен придел св. даров. Он 8-угольной формы, символизируя семь дней недели и восьмой – день Воскресения. Освещение осуществляется через колодец из окна, расположенного позади престола. Пол покрыт гранитными плитами и видимым рисунком, напоминающим лабиринт Шартрского собора.


Крыша-потолок и несущий треугольник.


Вид на неф из хоров.

     Мебель проектировал тот же Ботта; тут нужно пожалеть, что декоративные отверстия по краям сидений и спинок вызывают ненужную ассоциацию с кинопленкой и тем сам приземляют (и обедняют) атмосферу религиозного пространства.
     Бургундский дуб, из которого сделана мебель, не спасает положения.
     (Опускаю подробности декора, иконографии и колоколов; по-французски их можно найти здесь).
     А вот акустика великолепна: голос проповедника отлично слышен и без микрофона, тембр не теряет своих качеств.
     Вместимость собора 1400, из них сидячих мест 800.


Внешняя кирпичная облицовка.

     Собор проектировался и строился в атмосфере полемики.
     Нужен ли новый собор при нынешнем замедлении христианизации? Не странно ли появление нового грандиозного храма? Да и цилиндрическая форма ничуть не походит на традиционную, в виде латинского креста…
     Спорили и о финансировании строительства, первоначально оцененного в 90 млн франков. По слухам, деньги дало государство. Однако министерство культуры выделило всего 13 млн на предполагавшиеся помещения для центра искусств. Теперь он открыт и разделен на две части: музей Поля Делуврие (африканское искусство) и национальный центр религиозного искусства.
     Остальные деньги пришли из церковного фонда Стройки Кардинала (Chantiers du Cardinal), пожертвованы архиепископиями Мюнхена и Фрайзинга (5 и 5 млн), предприятиями-меценатами. 400 тысяч верующих сделали взносы. По окончании строительства все затраты оказались покрытыми.
     Одновременно в городе возводилась мечеть Эври-Куркурон; стали опасаться атмосферы «противостояния» двух главных религий. Опасение улеглось после возведения в Эври пагоды вьетнамских буддистов Khan-Anh.
     Один журналист вызвал разговоры о том, что усеченный цилиндр собора и треугольник в структуре крыши напоминают о масонстве. Согласно же архитектору, треугольник символизирует св. Троицу; наклонной плоскостью с деревьями он хотел избежать мертвящей статичности. В самом деле, со стороны овала собор имеет мирный и почти домашний вид в отличие от импозантности и неприступности со стороны площади.


Овал сечения зимой.

     В 2000-м я напечатал в католическом еженедельнике «Жизнь» (La Vie) статью, в которой вспомнил «великого инквизитора» и его угрозу «накормить» и заставить забыть о Христе. И отметил, как курьез, что хлебные элеваторы во Франции своими очертаниями удивительно напоминают церкви! Но их формы обрублены, тупы…
     Открыв свежий номер, я оторопел: редакция иллюстрировала мою статью… снимком собора Эври! Не спросив моего мнения, будучи уверенной, что я заведомо согласен.
     Но это не так. Опыт Эври интересен, архитектор Ботта – мыслящий и скромный. Конечно, повторение его собора невозможно, он никогда не станет «типовым», архитектура в наше время – искусство уникальных сооружений. Впрочем, деревья на крышах дорогих многоквартирников после Ботты появлялись (Gagny…) …но не выживали. Остались бетонные кубы, заметные снизу, о назначении которых – быть горшками – уже никто не знает.


Клуатр.


Собор Эври зимой.
Tags: 20 век, Франция, архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments