marina_klimkova (marina_klimkova) wrote in history_of_art,
marina_klimkova
marina_klimkova
history_of_art

Category:

Памяти искусствоведа Наталии Алексеевны Померанцевой

marina_klimkova: Наталия Алексеевна Померанцева
На днях скончалась Наталия Алексеевна Померанцева (1933–2014), мой преподаватель, доктор искусствоведения, профессор МГАХИ им. В.И. Сурикова, египтолог, музыкант и композитор. Сегодня состоятся похороны на кладбище Донского монастыря в Москве.

Первобытное искусство, искусство Древнего Египта, история мифологии – это те предметы, с которых начинается специальное обучение искусствоведов в Суриковском институте. Их вела Наталия Алексеевна – очень энергичный, обаятельный человек, горячо влюбленный в свое дело.


Н.А. Померанцева со своими учениками

Наталия Алексеевна родилась в известной московской семье. Ее отец Алексей Александрович Померанцев был профессором МГУ им. М.В. Ломоносова, физиком; мать Елена Николаевна – филологом.


В искусствоведческих кругах хорошо известен двоюродный дядя Наталии Алексеевны – Николай Николаевич Померанцев (1891–1986), реставратор и искусствовед. С 1918 года он работал под началом И.Э. Грабаря в Комиссии по сохранению и раскрытию древних памятников, отстаивая и спасая в сложные послереволюционные годы уникальные произведения искусства. В 1919–1934 годах Померанцев служил в Московском кремле искусствоведом, хранителем Оружейной палаты, заведующим памятниками Кремля. Он являлся организатором многих музеев древнерусской культуры, которые образовались на базе Донского и Новодевичьего монастырей в Москве, в Звенигороде, Волоколамске. В 1934 году Николай Николаевич был арестован по «делу работников Центральных реставрационных мастерских», которые обвинялись в дискредитации советской власти путем противодействия сноса «ненужных памятников старины». Был осужден, сослан на Север, где отбывал наказание. По возвращении в Москву он опять поступил на работу в Центральные реставрационные мастерские (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря). В 1965 году Н.Н. Померанцев являлся участником создания ВООПИиК (Общества охраны памятников). Николай Николаевич бывал и в Моршанском музее Тамбовской области, изучая уникальную коллекцию церковной деревянной скульптуры, хранящуюся в его фондах (см. здесь и здесь). Именно он впервые ввел ее в научный оборот.

Наталия Алексеевна Померанцева с детства, в семье, была окружена людьми, увлеченными своим делом. Такой стала и сама она.

В начале своего жизненного Наталия Алексеевна не могла выбрать, кем она больше хочет быть – музыкантом или искусствоведом. Она поступила сразу в два ВУЗа – Музыкальную академию им. Гнесиных (отделение фортепиано) и исторический факультет МГУ (отделение искусствоведения). Окончив их, она все-таки выбрала для себя теоретическую стезю в искусстве, написав и защитив кандидатскую диссертацию по теме: «Скульптурные модели Древнего Египта. К вопросу о творческом методе древнеегипетского мастера». Однако и музыку Наталия Алексеевна никогда не бросала. Она работала концертмейстером оперного класса в музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова (ныне ГМПИ), написала музыку для балета «Картины и образы Древнего Египта». Следует отметить, что, обладая знаниями в области двух видов искусств (музыки и пластического искусства), Наталия Померанцева находила в них много точек соприкосновения, общие композиционные основы, образные ассоциации. Зачастую в своих теоретических работах она использовала эти свои знания и находки, что не всегда встречало понимание со стороны ее коллег-искусствоведов (творческий  и порой очень смелый подход не был близок консервативному университетскому искусствоведению). Однако Наталия Померанцева никогда не унывала, продолжая работать в своем собственном направлении. Она является автором пяти монографий, посвященных искусству Древнего Египта, и множества статей в российских и зарубежных изданиях.

Наталия Алексеевна не создала собственной семьи, посвятив свою жизнь работе, творчеству, ученикам, сделав ее по-настоящему интересной и яркой. Вечная ей память.




А.К. Саврасов. Повеяло весной. Начало 1880-х годов. Собрание Н.А. Померанцевой
(работа опубликована в книге Н.Н. Третьякова "Образ в искусстве. Основы композиции", 2001)
Tags: 20 век, 21 век, Древний Египет, Россия, новости
Subscribe

  • «Сто лошадей»: западный реализм и эстетика Востока

    В жизни китайского народа на протяжении многих веков большую роль играла лошадь, поэтому ей отводится особенное место в китайской живописи. Среди…

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Рисунки Якопо Беллини

    Якопо Беллини - венецианский художник. Предположительные даты жизни 1400-1470. Родился и умер в Венеции. Сын лудильщика. Основатель художественной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments