parashutov (parashutov) wrote in history_of_art,
parashutov
parashutov
history_of_art

Categories:

ЭДГАР ТИТГАТ. БЕЛЬГИЙСКАЯ СМЕСЬ ЭКСПРЕССИОНИЗМА И НАИВА. Часть 1

Пополнение моей коллекции автопортретов этого художника, заставило меня обратиться к его жизни и творчеству и вернуться вновь к бельгийской живописи. А поскольку ограничиться энциклопедической справкой я не могу (и не люблю!), то опять получилась попытка подробного исследования жизни нового для меня художника.
Как ни странно, за пределами Бельгии художник Эдгар Титгарт не особенно известен, но зато на родине его считают, наряду с Риком Ваутерсом (Rik Wouters, 1882-1916), Джеймсом Энсором (James Ensor, 1860-1949) и Тео ван Рейссельбергом (Theo van Rysselberghe, 1862-1926), одним из основоположников бельгийского экспрессионизма. И опять же, удивительно, что художник, который занимает такое достойное место в бельгийской живописи первой половины ХХ века, практически неизвестен любителям живописи так, как его друзья и коллеги, которых я назвал выше.

Эдгар Титгат
Edgard Tytgat


28 апреля 1879, Брюссель – 10 января 1957, Волюве-Сант-Ламберт






Edgard Tytgat Self-Portrait.

Бельгийский живописец-экспрессионист, акварелист, иллюстратор, гравер и писатель.
Детство Титгат провел в городе Брюгге, а в 1888 году семья переехала в столицу. Отец будущего художника был гравером и литографом. Но Эдгар в возрасте 14 лет почему-то был определен в ученики к часовщику, у которого обучался с 1893 по 1895 год. Возможно, в этот период у юноши и проснулся интерес к рисованию. Поскольку в 1895 году он вернулся в родительский дом, где в студии отца стал учиться рисованию и заодно работал вместе с отцом, изучая литографию. Успехи в живописи были впечатляющи, потому что, спустя два года Эдгар без труда поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Брюсселе. С 1897 по 1900 год он учился в вечернем классе Академии, а с 1900 года перешел в мастерскую Констана Монтальда.

Учитель

Констан Монтальд
Constant Montald


4 декабря 1862 - 5 марта 1944






Constant Montald Self-Portrait (Portrait vum franséischen Anarchist Zo d'Axa). 1891 г.






Constant Montald Autoportrait, 1924 г.

Насчет первого портрета у меня есть сомнения, поскольку Википедия написала, что это портрет французского монархиста Зо д'Акса (Zo d'Axa, 1864-1930), а на нескольких сайтах, в том числе бельгийских и голландских, эта картина атрибутируется, как автопортрет художника. Кому верить? С одной стороны, изображенный мужчина похож на монархиста, поскольку сохранились его фото, но и с другой стороны, сходство с автопортретом Монтальда, написанным тридцать лет спустя, тоже просматривается. Очередная загадка?

Бельгийский художник – монументалист, скульптор и педагог.
Монтальд окончил Королевскую Академию изящных искусств в Генте, затем с 1885 года жил и учился в Париже, где написал первое монументальное полотно для Дворца правосудия в Генте. В 1886 году Констант выиграл бельгийскую Римскую премию и провел три года в Италии (во Флоренции и Риме) и Египте. Вместе с Римской премией художник был награжден медалью «Общества содействия развитию науки и промышленности». В своей римской студии в 1889 году он написал монументально-декоративное полотно «Эолова арфа», которое в 1892 году было выставлено в Салоне Гента. В 1891 году Монтальд вернулся в Бельгию, 9 августа 1892 году женился на художнице по текстилю Габриэль Каниве, а через пять лет стал преподавателем в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, где преподавал до 1932 года. Среди его учеников, которых почти за сорок лет педагогической деятельности было великое множество, стоит отметить и всемирно известных Рене Магритта и Поля Дельво.






Constant Montald Fountain of Inspiration. 1907 г.

В 1909 году Монтальд построил в Сен-Ламбере виллу, где встречался с друзьями и интеллектуальной элитой столицы. Первая мировая война помешала художнику заниматься монументальной живописью, и он сосредоточил внимание на пейзажах окрестностей своей виллы.






Constant Montald Paysage romantique.

В 1922 году художник вернулся к монументальной живописи, написал полотно «Франция и Бельгия освежают своих детей у источника Добра и Правды» (Frankrijk en België laven hun kinderen aan de bron van het Goed en het Recht), которое подарил Франции и в 1925 году стал Рыцарем Почетного Легиона. В 1934 году Монтальд написал для нового театра в городе Левен два декоративных полотна – «Аполлон и музы» и «Орфей оплакивает Эвридику». 7 июля 1934 года художник стал членом Королевской академии Бельгии, в 1937 году открыл собственную школу - мастерскую.






Constant Montald Adam et Eve.

Последней работой Монтальда стали декоративные фрески для аббатства Орвал, которые завершал уже его ученик Антуан Карте. В 1942 году умерла жена художника, а 5 марта 1944 года Монтальд умер от инсульта прямо в трамвае. В этом же году художник был удостоен премии по монументальной живописи (посмертно). Наследник и душеприказчик художника Жан Гоффин, двоюродный брат его жены, продал имущество Монтальда муниципалитету.






Constant Montald La Barque De L’Idéal.

Монтальд считается ярким представителем символизма и модерна, в своем творчестве, как вы могли убедиться по нескольким его работам, он развивал формы декоративно – аллегорической живописи.

Раннее творчество

Первые картины молодого Титгата также были написаны под влиянием символизма, в частности, под впечатлением от работ учителя и картин француза Пьера Пюви де Шаванна (Pierre Puvis de Chavannes, 14 декабря 1824 – 24 октября 1898), творчеством которого он восхищался.
В начале ХХ века в Бельгии стали распространяться новые тенденции в искусстве, привозимые художниками из Парижа. Между 1905 и 1907 годами был очень популярен фовизм, который подготовил почву для экспрессионизма. Как и многие его коллеги – фламандцы, Титгат увлекся импрессионизмом, писал под влиянием открытых для себя художников – Поля Сезанна, Пьера Боннара и Амбруаза Воллара. В 1907 году Эдгар познакомился с Риком Ваутерсом, с которым дружил до конца его жизни.

Друг

Рик Ваутерс
Hendrik Emil (Rik) Wouters


21 августа 1882, Мехелен – 11 июля 1916, Амстердам






Rik Wouters Self-Portrait (also known as Portrait of Rik with a Cigar). 1913 г.

Бельгийский художник и скульптор.
Ваутерс начал свое художественное образование в 12 лет в мастерской отца, где обрабатывал дерево и выполнял скульптуры для мебели. Но желая узнать больше о скульптуре, юноша в 1897 году поступает в Академию живописи, где учился до 1901 года. В 1900 году он параллельно поступает в Королевскую Академию изящных искусств Брюсселя на курс «скульптура», который вел Карл ван дер Стаппен (Carl van der Stappen, 1843-1910).
В возрасте 22 лет Рик встретил Нел – женщину своей мечты, она стала его музой, которую художник не прекращал никогда рисовать. Влюбленные поженились и поселились в Ватермале, через год молодая семья из-за отсутствия денег была вынуждена вернуться в родительский дом Рика. После напряженных отношений и ссор с отцом, Рик с женой переезжает в Брюссель, устраивается в одном из бедных кварталов Saint-Josse-ten-Noode, где живет практически в нищете.
В 1905 году Ваутерс получил вторую премию в конкурсе Godecharles за скульптуру «Мечтательность». Он возобновляет занятия в Академии, чтобы принять участие в конкурсе на Римскую премию. Но у Нел обнаруживают туберкулез, и семья переезжает на Босфор, где художник продолжает активно работать. Он экспериментирует со светом и цветом, используя для эскизов дорогие ткани. Уже к 1908 году популярность художника возросла, он приглашается выставляться в некоторых салонах и получает субсидию стоимостью 500 франков. В это же время Ваутерс знакомится не только с Эдгардом Титгатом, но и с Симоном Леви, большим поклонником Сезанна и Ван Гога, с которым будет поддерживать длительную переписку.
В 1911 году меняется техника живописи Ваутерса, он разводит краски в скипидаре и рисует на абсорбирующих тканях. В 1912 году художник заключает контракт с галеристом Жоржем Жиру, который достает Ваутерсу весь материал для работы и платит регулярно вознаграждения взамен половины выручки от продажи его произведений. Несмотря на такие кабальные условия, Рик поправил свое финансовое положение, продав только в 1912 году около шестидесяти картин на ткани. В 1914 году галерея Жиру провела персональную выставку Ваутерса. А до этого художник побывал в Париже, где познакомился с творчеством Сезанна, и в Кельне, где посетил ряд выставок, восхищаясь картинами Ван Гога.
Но в 1914 году началась первая Мировая война, художник по мобилизации едет на фронт, 19 октября он попадает в плен и интернируется в лагерь Амерсфорт, затем переводится в Зейст. Нели отправляется в Голландию, чтобы быть рядом с мужем, идя на многократные хитрости, они периодически видятся друг с другом. Нел передает Рику краски и бумагу, что позволяет ему заниматься живописью. Ваутерс во время заключения много работает, рисуя акварели, но его здоровье быстро ухудшается.






Rik Wouters Zelfportret met zwarte ooglap (Автопортрет с черной повязкой на глазу).

Художнику даже делают несколько операций, а в июле 1915 года врачи поставили Ваутерсу диагноз – рак горла. В это время художник находится уже в Амстердаме, он терпит ужасные боли, из-за которых не может работать. В октябре 1915 года художник переносит еще одну операцию, после которой пишет «Автопортрет на черном фоне». Последние месяцы жизни Ваутерса сопряжены с неимоверными страданиями, в июле 1916 года он умирает.

Раннее творчество (продолжение)

Итак, историки пишут, что и под влиянием Ваутерса Титгат начал рисовать в стиле импрессионизма. Постепенно этот стиль превратился, как это называют искусствоведы, в «брабантский фовизм», а потом и в экспрессионистский стиль. Брабантские фовисты – это отдельная тема для разговора, поскольку в искусствоведении о бельгийской живописи обычно их называют «второй волной» Латемской школы (от названия деревни Синт-Мартенс-Латем, находящейся возле Гента). «Первая латемская группа» сформировалась в самом конце XIX века (1898-1899 гг.) и объединила представителей символизма и стиля «модерн», которые были привержены к сельской Фландрии и старинной живописной традиции Нидерландов. В 1910-х годах была создана «Вторая латемская группа», работавшая под влиянием экспрессионизма. Главой этого направления был Констан Пермеке (Constant Permeke, 31 июля 1886 – 4 января 1952).

Интерес к цвету, как носителю эмоционального воздействия в живописи, объединял представителей Латемской школы с так называемой группой «Брабантских фовистов», к которой примыкали и Титгат, и их с Риком общий друг Фернан Верхаген (Fernand Verhaegen, 1883-1975), и другие. Все эти фовисты объединились, конечно, вокруг Ваутерса. Около десятка молодых художников регулярно встречались в гостях у художника Огюста Олеффе (Auguste Oleffe, 17 апреля 1867, Брюссель – 14 ноября 1931) в его загородном доме, который находился в живописном местечке под названием Одергем (франц. транскрипция) или Аудергем (нидерл. транскрипция), расположенном южнее Брюсселя, вдоль долины Волюве у входа в Суанский лес.
В этот период Титгат писал работы, в которых главной особенностью было использование цвета, а таким основным элементам композиции, как линии и ритм, уделялось меньше внимания. Историки отмечают, что ранние работы художника полны чувствительности и использования ярких тонов.






Edgard Tytgat Kermis in Watermaal. 1911 г.

Во время Первой мировой войны Эдгару Титгату пришлось покинуть Бельгию, почти шесть лет он жил в изгнании в Лондоне в качестве беженца. Источники умалчивают, когда художник женился, но в Англию он уехал вместе со своей женой Марией, которая была моделью для многих картин, написанных Титгатом в Лондоне, например, «Поза» (The Pose, 1918).






Edgard Tytgat La Pose. 1918 г.






Edgard Tytgat Awakening of Spring. 1921 г.






Edgard Tytgat Portrait of the Wife of the Artist. 1922 г.






Edgard Tytgat Model.






Edgard Tytgat L'été (Лето). 1926 г.

В Великобритании художник не только писал картины, но и с помощью жены делал ксилографии и линогравюры, а также выполнял много иллюстративных работ.
В 1920 году Титгат вернулся на родину, сначала он с женой поселился в Брюсселе, но в 1923 году переехал на постоянное местожительство в маленький городок Волюве-Сант-Ламберт, где и прожил практически всю оставшуюся жизнь.






Edgard Tytgat Landschap te Woluwe. 1909 г.






Edgard Tytgat Enfant Jouant. 1919 г.

Собственный стиль

После возвращения на родину Титгат начал развивать свой собственный стиль, который сделал его известным и знаменитым. Художник попытался объединить тенденции экспрессионизма с наивным искусством.
Этот стиль был очень похож на творчество француза Пьера Боннара, напоминал работы Анри Руссо и Нико Пиросмани, поскольку в нем присутствовало влияние примитивизма лубочного народного творчества XVIII-XIX веков. Историки называли стиль Титгата «поэтическим, мечтательным наивом» и «хитрым экспрессионизмом». Его стиль можно охарактеризовать, как упрощение реальности, выраженное наивным языком повествования, в котором обязательно присутствовали поэтичность, мягкая ирония и очень часто эротизм. Такая манера выражения помогала созданию баланса между реальностью и миром, который основывался на мечтах художника.






Maurice Langaskens Portrait of Artist Edgard Tytgat.

Свое вдохновение Титгат черпал из повседневной жизни и собственного мира грез. Не зря основными темами картин были бытовые сцены, детские портреты, ярмарки и парады с каруселями, цирковыми и театральными представлениями, обнаженные женщины и пейзажи.






Edgard Tytgat Carrousels et Baraques.






Edgard Tytgat La Parade (lithographie).

Историки пишут, что Эдгар постоянно возвращался к этим темам, «словно хотел изгнать ужасы войны от своей памяти».
Яркий пример тому, картина «Приглашение в рай» (1922), где Титгат изобразил Святого Николая в образе привратника Эдемского сада, приглашающего детей в сад бабочек за безопасной высокой стеной. А в саду этом есть только один взрослый - сам художник в окружении играющих детей и животных.






Edgard Tytgat Invitation au Paradis 1922 г.

Часто картины периода 1920-х годов были окрашены в однообразную палитру черного, серого и белого тонов. Как говорил сам Титгат, эта равномерность тона в живописи усиливала эффект повествования так же, как черно-белая фотография. Действительно, цвета на картинах стали темнее, а стремление к упрощению стало доминирующей формой, как, например, в картине «Скрипач» (Violinist, 1929).






Edgard Tytgat De vioolspeler. 1929 г.

А еще художник любил изображать детей.






Edgard Tytgat Portret van een meisje. 1923 г.






Edgard Tytgat Portrait de Fillette à la Poupée. 1924 г.






Edgard Tytgat, Portret van een kind. 1931 г.






Edgard Tytgat A Girl with her Doll. 1923 г.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

Стиль Арлекино GIF
Tags: 1920-е, 1930-е, 1940-е, 20 век, Бельгия, экспрессионизм
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…