aqua_mar1ne (aqua_mar1ne) wrote in history_of_art,
aqua_mar1ne
aqua_mar1ne
history_of_art

Category:

Искусство жостовских подносов.

Планируя поездку за расписными подносами в Жостово, советую не совершать тактическую ошибку и сделать для себя экскурсию «Два в одном»: и в Жостово съездить, и Феодоскино посмотреть. Учитывая тот факт, что расположены они поблизости друг от друга и всего в часе езды от первопрестольной (без учета пробок), наверно интересно оценить за одно путешествие сразу две техники живописи. Но, как говорится, хорошая мысля...посему мой рассказ будет исключительно о Жостово.

стена с подносами

Позволю себе лирическое отступление. Моя школьная учительница литературы пыталась заставить своих учеников думать...с переменный успехом, но ей это удавалось. Изучая поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души», она задала нам вопрос, мол, как считаем, у кого из помещиков лучше всего жилось крестьянам? На первом месте, естественно, оказывались люди Собакевича. Дома его владений были поставлены на века и даже колодцы сделаны «из корабельного дуба» (дуб даже звучит мощно!), а на втором – крестьяне Коробочки, этакой слегка расчетливой, помещицы, не обладающей ни внешней ни внутренней мощью Собакевича, но не лишенной хозяйственного расчета. Так вот, если художественные цеха Семенова, где рождается хохлома (о которой я никак не созрею написать пост) напоминают небогатое владение Коробочки, то Жостовская фабрика – образец того, как бы выглядело хозяйство Собакевича в наши дни: фабрика по-европейски степенна, аккуратна, чиста, минималистична и оборудована кондиционерами.

ромашки

Как любое разумное предприятие, Жостово не ограничивается одним производством подносов, немало средств они получают за счет постоянных мастер-классов, школьных и других экскурсий. Одна из художниц, поведала, что у фабрики были тяжелые времена, но даже в лихие девяностые, руки мастеров никогда не оставались без дела. Работники выживали, умудряясь зарабатывать на хлеб и маслом, отстраивать новые дома на вырученные от живописи деньги и заниматься любимым делом. Отдельно стоит отметить художников. Очень приятные люди. Как пояснила экскурсовод, фабрика испытывает дефицит кадров. Самые молодые художницы – все пенсионерки, а молодежь приходит лишь на практику, но не возвращаются работать. Производство почти все автоматизировано, и осталось лишь два специалиста, которые создают подносы вручную. Однако мастера надеются, что искусство не увянет и будет, кому передать бесценный опыт.
Ну а сейчас немного слов о том, как все начиналось. Собственно, как она зародилась, наверно никто и не скажет. Официально принято считать, что история расписных подносов берет начало в 19 веке.

как все начиналось

В те времена подносы делались из папье-маше. Особенно известно стало предприятие братьев Вишняковых. Однако времена гражданской войны, революции и других потрясений не сказались даром, зажиточные крестьяне подвергались гонениям, ссылка и расстрелам... И в 20 веке, когда осела пыль сражений, искусство росписи подносов снова потихонечку стало проклевываться на прежних местах, разрастаясь в артели и заводы. Реалии современности отчетливо проглядывают в творчестве мастеров.

советская тематика

советская тематика 2

Техника росписи получила название двухдневной. Первый день – «Замалёвка» позволяет наметить контуры и общие детали композиции.

замалевка

Второй день называется «Выправка». Изображение обретает законченность, цветы становятся объемными и будто расцветают на подносе.
Один художник изготавливал подносы за три дня, занимаясь на третьи сутки «Теневкой». Но такая формула больше подходит для изготовления подносов на рынок. Что касается настоящих произведений, то мастера создают их годами.
Надо отметить, что искусство росписи жостовских подносов пытались сделать более академичным. Из Москвы направлялись специалисты, но, как рассказала экскурсовод, Жостово осталось самобытным, противоречащим классическим канонам искусством. В композиции нельзя понять, откуда падает освещение. «У каждого цветочка свое солнышко»,- говорила нам гид. Они словно освещены изнутри собственным светом. Ветер тоже - отдельный для каждого цветка и травинки.
Есть и забавные моменты. Один художник никак не мог нарисовать розу, над цветками его работы смеялись, обзывая их капустой. В итоге его подносы изображают натюрморты, одна из таких работ с зеленой капустой и зайцем украшает стену музея.

капуста не розы

Встречаются здесь и работы на спорные темы, которые по тем или иным причинам, «не прошли худсовет» и остались на фабрике. Например портрет Мичурина, когда начались гонения на генетиков.

не прошел худсовет

Однажды на фабрике была организована экскурсия для детей с ограниченным зрением. Удивительно, но именно они первыми заметили на одном из экспонатов нарисованную еле заметную бабочку. Когда автору об этом сообщили, он так вдохновился, еще долго рисовал подносы, с запрятанным в лепестках насекомым (кстати, я тоже нашла).

найди бабочку

В заключении хочется вспомнить слова экскурсовода о том, что создать поднос может каждый художник, но привнести что-то новое, способы лишь единицы.

словно Светлана

птицы и фрукты

поднос цветы

поднос цветы 2

поднос птицы

поднос варенье

объемное изображение

жар
Tags: 19 век, 20 век, декоративно-прикладное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments