galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Categories:

Эль Греко и другие в Будапештском музее изящных искусств

Оригинал взят у galik_123 в Шедевры в Будапештском музее изящных искусств. Эль Греко и другие
DSCF9588.jpg
Бартоломе Гонсалес-и-Серрано, 1564-1627.  Иоанн Креститель, 1621

Перед входом в зал, где представлены работы Эль Греко, висит картина испанского живописца Бартоломе Гонсалес-и-Серрано. В основном он писал портреты королевской семьи, но среди его картин есть и несколько религиозных сюжетов, в том числе "Иоанн Креститель" из собрания Эстерхази. Вообще же, главной характеристикой испанской живописи этого периода было всё-таки преобладание религиозной тематики. Связи с итальянскими королевствами, установленные Фернандо II Арагонским, способствовали притоку в Арагон художников с Апеннинского полуострова. А господствовавшие в Кастилии фламандские культурные традиции, смешавшись с итальянскими, привели к образованию в Испании совершенно нового направления живописного искусства, отличного от художественных тенденций Италии, Франции и остальных стран Старого света. Наиболее ярким выразителем испанской живописи XVI века и одновременно совершенно оригинальным стал Эль Греко.

О жизни Эль Греко известно крайне мало, сведения о нем скудны и отрывочны. Доменико Теотокопулос, которого позже стали называть Эль Греко, что значит грек, родился на острове Крите, принадлежащим в то время Венеции. Подобно многим своим соотечественникам он искал счастья в Италии, учился в Венеции у Тициана. В 1572 году он вступил в римскую академию Сан Лука, а в 1576 году перебрался в Испанию. При королевском дворце в Мадриде Эль Греко не добился признания и поселился в Толедо - религиозном центре страны. До конца жизни он работал в основном на церковь. Его узнаваемая манера письма сложилась в Толедо, где он писал алтарные образы, святых, евангельские и легендарные сцены, повторяя по нескольку раз свои композиции для разных заказчиков. В своём творчестве он отошёл от традиций Возрождения и искал новые выразительные средства. Для передачи благоговения, экстаза, страсти он искажал и удлинял формы, использовал сверкающие краски.
Творчество этого мастера было в забвении в течение трех столетий. Объясняется это тем, что слишком отличались его произведения от основного направления, по которому начиная с XVI века развивалась западноевропейская живопись.

1. Будапештский музей обладает беспримерно богатым собранием произведений Эль Греко благодаря венгерскому коллекционеру Марцелу Немешу, который в начале XX века купил в Испании в то время мало ценимые произведения. Картина "Кающаяся Магдалина", по-видимому, относится к ранним работам художника. Эту картину Немеш подарил музею ещё в 1921 году.

DSCF9594.jpg
Справа - Эль Греко. Апостол Андрей

2. Магдалина на картине Эль Греко своим удивлённым взглядом и рыжеватыми волосами, падающими на плечи, близка женским образам Тициана. Натюрморт с книгой и черепом, мерцающий пейзаж на заднем плане демонстрируют использование художником приёмов венецианской живописи. Но по композиции и колориту картина уже стилистически отличается от венецианских работ.

IMG_4632.png
Эль Греко, 1541-1614. Кающаяся Магдалина, 1578

3. Действие картины "Моление о чаше" происходит ночью, при луне. Христос освещен ярким светом, исходящим с небес. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме. Холм символизирует высоту духа, а зелень холма - бессмертие и рост Святого Духа в человеке. Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом. Оно подчёркивает духовный сон учеников. Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. В христианском искусстве мирт символизирует обращение язычников в христианскую веру, указывает на будущую апостольскую деятельность спящих учеников. Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность. Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь. Слева на него смотрит ангел, несущий чашу - символ страстей Христовых. В отдалении справа мы видим Иуду и солдат, которые идут арестовать Иисуса.
"Моление о чаше" попала в музей из коллекции Марцела Немеша.

DSCF9592.jpg
Эль Греко. Моление о чаше, 1605-1610

4. К популярным темам Эль Греко относится и  "Благовещение". Сцену, в которой молящейся Марии является архангел Гавриил и сообщает о предстоящем рождении Спасителя, он писал в нескольких вариантах. Будапештская картина выделяется среди них по красоте. В картине есть изображение  и мистики, и действительности. Видим вполне конкретные скамеечку для молитвы, корзинку для рукоделия, цветочную вазу, а предчувствие таинственных событий передано движением спускающегося облака, мерцающим желтовато-голубым светом. Взгляды Марии и ангела обращены друг к другу, положения рук повторяют эту целеустремлённость. Ритм линий и цветовых пятен подчёркивает необычность происходящего.

IMG_0146.jpg
Эль Греко. Благовещение, 1600

5. Хотя Эль Греко писал больше всего картины на религиозные темы, портрет занимал в его творчестве тоже значительное место. В свои религиозные композиции он часто вводил портретные изображения. Но он писал и самостоятельные портреты, делал эскизы с натуры. В будапештском этюде головы на фоне сиреневой драпировки, только эскизно намеченной, и неба с полосками облаков выделяется худое лицо мужчины среднего возраста. Вероятно, картина написана с неизвестной толедской модели как этюд к серии поясных изображений апостолов.

IMG_4410.jpg
Эль Греко. Этюд головы, 1595

6. Кроме показанных работ, музей располагает ещё тремя картинами Эль Греко: "Святое семейство со святой Елизаветой", "Апостол Андрей" и "Снятие одежды с Христа (Эсполио)". Все картины - из собрания Марцелла Немеша.

DSCF9591k.jpg
Слева от этюда мужской головы - Эль Греко. Святое семейство со святой Елизаветой

7. Эль Греко трудно отнести к какой-либо из школ того времени, он не оставил после себя учеников, да и само его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время.

DSCF9595.jpg


8. В творчестве Эль Греко существует пять-шесть полотен, которые можно назвать великими. К числу шедевров первым по времени принадлежит "Эсполио". Цвет хитона Христа, густой и яркий, символизирует цвет самой жизни. Никогда больше Эль Греко не использовал этот цвет в своих картинах. Согласно Евангелию, на картине изображён момент, когда перед казнью Христа солдаты срывают с него одежды. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова "espoliar" - грабить.

DSCF9593.jpg
Эль Греко. Снятие одежд с Христа (Эсполио), 1577-1579

9. В том же зале видим работы других испанских художников, в том числе картину Висенте Хуана Масипа. И ещё раз удивляемся тому, насколько искусство Эль Греко необычно и своеобразно и как сильно манера его письма отличается от испанской живописи того времени.

IMG_5854.jpg
Висенте Хуан Масип, Хуан Хуанес. Христос с Евхаристией, 1578-1680



Tags: 16 век, Испания, живопись, музеи
Subscribe

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments