galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Классика московского модерна

Оригинал взят у galik_123 в Классика московского модерна
DSC01025.jpg

История этого здания в центре Москвы связана с именами трёх знаменитых людей России, хотя мемориальная доска на здании упоминает только об одном. Особняк в стиле модерн построил архитектор Шехтель для миллионера Рябушинского, а жил там самое продолжительное время писатель Горький. Этот особняк связал навсегда в истории жизнь этих выдающихся людей, и рассказывая о доме, невозможно не рассказать о каждом. Жили они в одно время, а судьбы их сложились по-разному...
Вообще, в Москве не так много особняков начала XX века, открытых для посещения. Особенно таких, как особняк Рябушинского - шедевр московского модерна, классика жанра. Давно хотелось побывать внутри и посмотреть знаменитые интерьеры. Ведь, в другие особняки Москвы, расположенные в центре, попасть довольно сложно, потому что в них находятся или посольства разных стран, или другие важные государственные учреждения, да и к тому же внутреннее пространство давно переделано в соответствии с современными требованиями удобства. А в этом особняке можно увидеть то, что было задумано Мастером.

1. Особняк для С. П. Рябушинского построил Федор Осипович Шехтель (1859-1926) - величайший русский архитектор рубежа XIX и XX веков, кавалер орденов Святой Анны и Святого Станислава, создатель русского и московского модерна. Будущий архитектор происходил из семьи колонистов из Баварии, прибывших в июне 1766 года в колонию Шукк под Саратовом. Его отец был инженером-технологом, а мама Дарья Карловна, в девичестве Розалия-Доротея Гетлих, позднее работала экономкой у Третьякова. Многие из памятников архитектуры, построенные Шехтелем в Москве, вошли в Золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. По его проектам в столице создано более 50 зданий, и многие из них сохранились до наших дней. Его главные сооружения в Москве: особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке (1893), Художественный театр (1902), Ярославский вокзал (1902). Прекрасным образцом стиля "неоклассика", в котором тоже работал Шехтель, служит кинотеатр "Художественный" на Арбатской площади.

A182.jpg
Фёдор Осипович Шехтель

После революции в 1918 году особняк на Большой Садовой, построенный архитектором для своей семьи, Шехтель успел продать. Он поселился на Большой Дмитровке у дочери Веры. В квартиру подселили жильцов, и в последние годы великий архитектор жил в коммуналке. Похоронен он на Ваганьковском кладбище. А его шедевр - особняк на Малой Никитской до сих пор служит украшением столицы.

DSCF0430.jpg


2. Особняк был построен в 1900-1902 годах по заказу 26-летнего предпринимателя С.П. Рябушинского. В нём архитектор продумал все, начиная от планировки и кончая внутренней отделкой помещений. Дом совмещал в себе достижения стиля Ар Нуво (отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий, интерес к новым технологиям) с русской архитектурной традицией.
Небольшой особняк состоит из нескольких объемов, каждый из которых неповторим. Фасады облицованы глазурованным кирпичом светлых тонов, сверху дом украшает мозаичный фриз с изображением орхидей. Здание - двухэтажное, но разноуровневые окна различных форм создают эффект многоэтажности.

DSCF0545.jpg


3. Внимание сразу привлекает удивительный мозаичный фриз с орхидеями, выполненный по эскизам Шехтеля. В эстетике модерна особую роль играли символ и загадка, например, бутон воспринимался как символ зарождающейся жизни. Украшение на фасаде особняка указывает на наличие какой-то тайны в доме.

DSCF0431.jpg


4. Степан Павлович Рябушинский (1874-1942) - известный российский предприниматель, банкир, коллекционер, представитель династии Рябушинских. Известен как собиратель икон. Коллекция икон Рябушинского считалась одной из лучших в России. Во многом благодаря Степану Павловичу началось планомерное научное изучение икон, были открыты многие шедевры иконописи. Степан Рябушинский организовывал выставки иконописи, в том числе и знаменитую выставку, приуроченную к 300-летию Дома Романовых в 1913 году.

A183.jpg
Семья Рябушинских - Степан Павлович, Анна Александровна и Борис

После русской революции 1917 года Степан Рябушинский эмигрировал в Милан. Собрание икон Рябушинского поступило в Государственный музейный фонд, большая часть (54 иконы) находится в отделе древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, остальные распроданы или переданы в другие музеи.

DSCF0432.jpg


5. После эмиграции Рябушинских здание пережило многих владельцев. В нём располагались различные государственные структуры. Были утрачены некоторые предметы мебели и осветительные приборы того времени, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора. В 1931 году в особняк въехал М. А. Горький, и теперь это здание является мемориальным домом-музеем Горького. Можно считать, что Максим Горький косвенным образом спас особняк от полного разрушения, искажения до неузнаваемости и передачи в ведение какого-либо учреждения.

DSCF0436.jpg


6. Парадный подъезд выходил на Малую Никитскую, по другому крыльцу можно было спуститься в сад  Сейчас главный вход закрыт.

DSCF0435.jpg


7. По сравнению с началом XX века, интерьеры частично изменились, даже вход в здание сейчас расположен со стороны Спиридоновки, однако основное удалось сохранить. Кроме того, в музее есть альбомы с фотографиями и зарисовками несохранившихся интерьеров.

DSCF0440.jpg


8. Раньше этот вход считался чёрным и был предназначен для прислуги.

IMG_6527k.jpg


9. При особняке есть довольно большой участок, обнесенный невысокой декоративной оградой в стиле модерн.

IMG_6529.jpg


10. На территории особняка был построен флигель, где находились конюшня, прачечная, дворницкая и проживала прислуга Рябушинских. В одном из помещений флигеля с 1941 по 1945 год жил писатель А.Н. Толстой, сейчас здесь его музей-квартира.

IMG_6528k.jpg


Осенью 1913 года в особняке Степана Павловича Рябушинского на Малой Никитской произошла одна из последних встреч (без посторонних) большого семейства миллионеров Рябушинских. В то время Рябушинские были известны по всей России: от Риги до Баку, от Архангельска до Тифлиса. Происходили они из свободных крестьян-старообрядцев Боровско-Пафнутьевского монастыря. К началу XIX века Боровск превратился из первых духовных центров России в обычный провинциальный городишко на полпути меж Калугой и Москвой.Там вырос дед прославленных братьев Рябушинских, Михаил Яковлевич. В двенадцать лет он был отдан в Москву, в ученье по торговой части. Торговля шла успешно, и в 16 лет Михаил Рябушинский записался в третью купеческую гильдию, предъявив по тем временам солидный капитал в тысячу рублей. С этого и начались миллионы Рябушинских.
Его сын Павел Михайлович Рябушинский уже сильно отличался от отца, основателя династии. Он представлял второе поколение отечественных предпринимателей, которые интересовались политикой, искусствами и науками. П.М. Рябушинский избирался от своего сословия в члены Московской Думы, коммерческого суда, Московского биржевого общества. Своим сыновьям он передал отлично отлаженное и энергично развивающееся дело, а также 20 миллионов ассигнациями - огромное состояние.
Третье поколение русских предпринимателей братьев Рябушинских получило прекрасное образование. Они окончили Московскую практическую академию коммерческих наук, знали два-три европейских языка. В большинстве своем они были умны, активны, готовы к масштабной деятельности и широкой благотворительности.

A181.jpg
Слева направо - Павел, Михаил, Владимир, Степан, Николай, Сергей, Фёдор, Дмитрий Рябушинские

Павел Павлович Рябушинский, председатель "Товарищества", хозяин Московского банка, главный редактор газеты "Утро России", один из лидеров Партии прогрессистов - самый яркий представитель русского крупного капитала. В нем уживались своеобразная деловая этика старообрядческой среды, широкая натура русского купца и благотворителя с железной цепкостью образованного предпринимателя ХХ века. К началу десятых годов Павел Павлович возглавлял уже крупнейшую финансовую монополию. Всюду, где только возможно, его "Средне-Российское акционерное общество" противостояло иностранцам: геологическая разведка на Севере, в районе Ухты, лесозаготовка, расширяющиеся интересы в нефтяной промышленности, первые шаги отечественного машиностроения, автомобильная и авиационная отрасль и другие сферы.
Его ближайшие соратники в деле - братья Степан, Сергей и Владимир, стояли у истоков отечественной автомобильной промышленности, основали первый в России автомобильный завода АМО (ЗИЛ), и к тому же - археологи, коллекционеры и специалисты по древнерусской иконописи. Михаил - тоже был коллекционером. Его собрание русских и западноевропейских художников стало жемчужиной фондов нескольких ведущих советских музеев. Николай, известный литератор, основатель журнала "Золотое руно", публиковавший под псевдонимом Н. Шинский стихи и прозу в "Мусагете" и других модных издательствах начала века. Дмитрий, один из крупнейших в мире специалистов в области теории воздухоплавания, устроил еще в 1904 году в семейном имении Кучино единственный в мире частный "Аэродинамический институт". Впоследствии он эмигрировал во Францию, где продолжил свои исследования и стал французским академиком.
Вот такими были русские миллионеры! Наиболее яркие представители русского делового сообщества начала прошлого века Рябушинские всегда ориентировались только на русский рынок. После Рябушинских в новой России, которой они уже не знали, остались прекрасные здания, фабрики, заводы, научные учреждения.

11. Парадная прихожая была выполнена в стилистике модерна.

DSCF0464.jpg


12. Украшали дом Рябушинского девять уникальных витражей, изготовленных по эскизам Шехтеля. Они выполняли и архитектурные задачи. Например, изображение с соснами и уходящими вдаль полями создавало иллюзию окна, тем самым зрительно увеличивая пространство.

DSCF0515.jpg


13. Все помещения дома группируются вокруг главной лестницы высотой 12 м в виде серо-зеленой волны из мрамора, в самом начале которой выплывает медуза-светильник. На вершине лестницы стоит колонна.

DSCF0478.jpg


14. Лестница изготовлена из эстонского вазалеммаского мрамора. Красивый камень обработали в московской мастерской М.Д. Кутырина. В начале лестницы есть очень интересная мраморная лавочка: чтобы не замерзнуть, сидя на ней, на неё направлялся поток теплого воздуха из специальной решетки, сейчас эта система подогрева уже не работает.

DSCF0470.jpg


15. Светильник в виде медузы.

DSC01014.jpg


16. Между пролётами лестницы предусмотрено место для отдыха.

DSCF0510.jpg


17. Медуза при взгляде на неё сверху превращается в черепаху (олицетворения жизни активной и жизни созерцательной). Лестница становится не просто приспособлением для физического подъема, а символом духовного восхождения человека.

DSCF0509.jpg


18. Степан Рябушинский одним из первых занялся реставрацией старых икон. Поэтому в его доме было предусмотрено место для реставрационной мастерской. Уже в 1914 году журнал "Русская икона" сообщил, что Рябушинский в своём доме на Никитском собирается открыть музей иконы.

DSCF0508.jpg


19. Двери, ручки, плафоны дома - это водоросли, ракушки, морские коньки, черепахи.

DSCF0490.jpg


20. Предусмотрел Шехтель в доме и молельню, имеющую по традиции круглый купол. Само помещение расположено в мансарде, в северо-западной стороне дома. Во время постройки здания эту комнату сделали потайной. Чтобы попасть в нее, владельцы шли по второму этажу. (Фото молельни сделать не успели - музей закрывался.)

DSCF0484-л.jpg


21. Колонна с массивной капителью украшена прекрасными лилиями, символом чистоты, и отвратительными саламандрами - символом зла. Особенное значение имела и узкая галерея. Она означала, что путь к добру узок и тернист. Затем верующие шли по чёрной лестнице.

DSCF0492.jpg


22. Декоративный балкончик внутри дома украшал подъём (вид с площадки второго этажа). Все стенные шкафы были сделаны уже по заказу Горького.

DSCF0487.jpg


23. Кабинет секратаря А.М. Горького.

DSCF0442.jpg


24. В пяти мемориальных комнатах (библиотеке, кабинете, спальне, столовой и секретарской) сохранилась подлинная обстановка и личные вещи А.М. Горького, который жил здесь с 1931 по 1936 годы. Личная библиотека писателя используется в научных исследованиях.

DSCF0446.jpg


25. Самая большая комната служила столовой, гостиной.

DSCF0539.jpg


26.

DSC01006.jpg


27.

DSC01005.jpg


28. Окна первого этажа просто поражают воображение своей формой и размером.

DSCF0541.jpg


29. Тонкая деревянная резьба украшает двери. Цветочные мотивы и волны - символ вечного движения в рисунке паркета холла и столовой.

DSCF0543.jpg


30. В библиотеке открывается прекрасный вид из окна, рама окна имеет необыкновенно затейливую форму.

DSCF0460.jpg


31. Лепнина потолка библиотеки - фантазийные водные растения, улитки.

DSCF0457.jpg


32. Рабочий кабинет А.М. Горького.

DSCF0526.jpg


33. Вдоль стен шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция резных работ из кости мастеров XVIII-XX веков (нецке).

DSCF0533.jpg


34. Вид из окна кабинета Горького.

DSCF0524.jpg


35. На письменном столе лежат предметы, по-видимому, принадлежащие писателю.

DSCF0529.jpg


36. Спальня Горького на первом этаже. Писатель занимал комнаты первого этажа, а на втором располагалась семья писателя - его сын с женой и детьми.

DSCF0517.jpg


37. Вид из окна спальни тоже радует глаз.

DSCF0520.jpg


38. На втором этаже сейчас располагается экспозиция, посвящённая писателю А.М. Горькому - картины, подарки. В этом доме писатель провел последние годы жизни, работая над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина».

DSCF0496.jpg


39. В залах второго этажа висят оригиналы известных художников, друживших с Горьким и даривших ему свои работы.

DSCF0494.jpg
Б. Григорьев. Портрет А.М. Горького, 1926 год

40.

DSCF0501.jpg
Итальянские пейзажи В. Ходасевич

41.

DSCF0506.jpg
В. Ходасевич. Н.А. Пешкова, 1920-е годы

42. Две картины М. Нестерова: слева Вечер на Волге (Одиночество), 1932 год; справа Больная девушка, 1928 год.

DSCF0495.jpg


43. В этом удивительном особняке переплелась жизнь выдающихся людей своего времени. Сложная судьба и у этого дома...

IMG_6526k.jpg


Tags: 20 век, архитектура, модерн
Subscribe

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments