Вера Папкова (verapapkova) wrote in history_of_art,
Вера Папкова
verapapkova
history_of_art

Category:

Вася Ложкин. Лицо времени

Оригинал взят у verapapkova в Вася Ложкин. Лицо времени
Выставка в ЦДХ на Крымском открыта до 11 января. Пока праздники, можно сходить!



Но, благо, чуть ли не все работы представлены в интернете, можно познакомиться с ними и не выходя из дому.



Этот тот случай, когда репродукция практически ничего не теряет по сравнению с оригиналом, поэтому я не призываю вас непременно тащиться на выставку.



Но обратить внимание на этого художника - если вы до сих пор этого не сделали - призываю определенно.



Не хотелось бы, чтобы в моих словах был услышан какой-то пафос или, тем более, претенциозность, которых нет и в помине, но не могу не поделиться поразившим меня саму наблюдением.



Если говорить о выразительных средствах, то Ложкин - это, в сущности, анти-Малевич. Не в том смысле, что анти, а как обратная сторона этой медали, еще точнее - как негатив.



Исходя из того, что выразительные средства живописи - это цвет, взаиморасположение и взаимовлияние различных цветовых областей, Черный квадрат, как будто бы, формально, и не является живописью. Там, как будто бы, и цвета-то нет.



Формально он сделан уже практически без использования выразительных средств собственно живописи. А по сути - квинтэссенция, высшее воплощение живописи.



Ложкин же, наоборот, формально оперирует всем классическим арсеналом живописных выразительных средств. А то, что получается в результате, конечно, некий автономный способ высказывания, но подходить к нему с живописными критериями и мерками уж точно не стоит. Это что угодно, но только не живопись.



Если и пытаться отнести это к какому-то из сложившихся типов самовыражения, то, пожалуй, это ближе всего к литературе.



Наивное искусство по самой своей природе предоставляет благодатное поле для спекуляций. Я не имею сейчас в виду спекуляцию литературную, сюжетную или социальную, я говорю о спекуляции сущностной, т.е. эстетической.



И в этом смысле нельзя не признать, что Ложкин настолько чист и далек от спекулятивности, насколько это возможно. Что, в свою очередь, позволяет разглядеть за его плечом не тени искушенных Генералича и таможенника Руссо, но светлую и простодушную тень Пиросмани.



В общем, если вы меня спросите, живопись ли это, мой ответ определенно будет - нет.



Но спросите меня, искусство ли это, и я без тени сомнения скажу - да.


Tags: 21 век, Россия, примитивизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments