galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Categories:

Художник, поэт и муза. Из коллекции Будапештского музея изящных искусств


Эдуард Мане, 1832-1883. Дама с веером (Жанна Дюваль), 1862

Эдуард Мане (1832-1883) учился в Школе изящных искусств у Кутюра. Но истинными учителями его были французские живописцы Делакруа и Курбе, а также венецианцы, испанцы Веласкес и Гойя. Эдуарда Мане прежде всего интересовало естественное и непосредственное, свободное от условностей изображение человека. После путешествия в Испанию под влиянием увиденных там произведений Веласкеса и Гойи он с необыкновенной силой запечатлел характерные фигуры из своего окружения. К числу прекрасных его работ испанского периода относится и будапештская картина "Дама с веером".
В 1862 году в своей парижской мастерской Мане написал портрет Жанны Дюваль, возлюбленной Шарля Бодлера, сыгравшей драматическую роль в жизни поэта. Известный французский поэт и критик XIX века Шарль Пьер Бодлер (1821-1867) принадлежал к числу друзей Мане и был одним из немногих, кто рано признал импрессионистов и оценил силу и красоту искусства Мане.


Печальный и мрачный портрет был написан, когда Жанна была тяжело и безнадёжно больна. В её лице и позе ясно чувствуется глубокая душевная тревога и болезненное состояние. Наклон головы, протянутая худая рука и неподвижно вытянутая нога, видная из-под огромного кринолина, с одной стороны, и неуместный наряд, веер и занавеска с узорами  за диваном, - с другой, только подчёркивают такое впечатление.



На фоне тончайшей кружевной шторы сидит на тёмно-зелёной кушетке Жанна Дюваль в бело-зелёном платье. Мане воссоздаёт здесь атмосферу парижских ателье и стихов Бодлера. Cвободная манера живописи и незавершённость деталей усиливают впечатление импровизации. Портрет "чёрной Венеры" Жанны Дюваль остался незаконченным. Из наследства Мане он попал в Берлин, где в 1916 году его купили для Будапештского музея изящных искусств. В бременском музее хранится акварельный эскиз к этой работе.
В 1844 году Бодлер познакомился с Жанной Дюваль, которая стала его любовницей на двадцать лет, вдохновившей поэта на создание лучшего сборника стихов "Цветы зла".  Жанна Дюваль (1820-1862) - мулатка родом с Гаити, статистка маленького парижского театра, была невысокого роста, кареглаза и обладала роскошными волосами. По рассказам друзей поэта, она не являлась красавицей, не блистала умом, была меркантильна и поверхностна. Однако в Шарле эта женщина с сомнительной репутацией вызывала самые романтические чувства. Бодлер тратил на капризы любовницы все, что зарабатывал, а ветреная Жанна сорила деньгами Шарля и даже оплачивала счета своих знакомых мужчин.
...
Тебя, как свод ночной, безумно я люблю,
Тебя, великую молчальницу мою!
Ты — урна горести; ты сердце услаждаешь,
Когда насмешливо меня вдруг покидаешь,
И недоступнее мне кажется в тот миг
Бездонная лазурь, краса ночей моих!
...
В 40 лет Жанну Дюваль парализовало. Поэт поместил возлюбленную в хорошую клинику и каждый день навещал. Когда Жанна немного пришла в себя, она тут же переехала в дом Бодлера, не спрашивая его согласия. Вскоре Дюваль вернулась к привычному образу жизни.
Самое удивительное в этой любовной истории, что для Шарля Бодлера, известного своим вызывающим и отнюдь неправедным образом жизни, чувства к этой порочной женщине стали самым светлым пятном в жизни. Она подарила ему душевные терзания и вогнала в долги, а он посвятил ей свои лучшие стихи и отдал практически последние деньги.
Нищета и переживания подорвали здоровье поэта. Весной 1865 года его парализовало, и родственники перевезли Бодлера в Париж. Его поместили в лучшую лечебницу города, но 31 августа 1867 года он скончался. По некоторым сведениям, Жанна Дюваль, несколько лет прожила в нищете и умерла в больнице для бедных.


Tags: Франция, импрессионизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments