vittasim (vittasim) wrote in history_of_art,
vittasim
vittasim
history_of_art

Пьеро делла Франческа и его современники.Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии

Свой уникальный проект «Выставка одного шедевра» Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина продолжил показом сразу четырёх шедевров эпохи Раннего Возрождения на одну тему: "Образ Мадонны". Мадонна с Младенцем — центральный сюжет западноевропейской живописной традиции, как и Богоматерь в древнерусской иконописи. Поэтому и решили именно под Рождество привезти в Россию из Италии произведения художников XV века, которых не встретишь ни в одном отечественном собрании. Исполненные первоклассными художниками своего времени для частных заказчиков, все четыре появились в один период, с разницей максимум в два десятка лет, с 1470 по 1490 год. Четыре Мадонны размещены одна против другой, вместе образуя крест.



Эпоха Возрождения создала новый изобразительный язык, обусловленный новым мировоззрением, и место иконы в западной культуре заняла религиозная картина, но, тем не менее, противопоставление Запада и Востока, Ренессанса и Средневековья не носит столь категорического характера. Именно поэтому для выставки были выбраны богородичные образы, написанные разными итальянскими художниками во второй половине XV века. Связи ренессансной и византийской культур в XV веке были очень тесными, что объясняется различными обстоятельствами, в том числе, и деятельностью итальянских гуманистов, открывавших для себя наследие античной Греции; и падением Константинополя в 1453 году, после которого в Италию хлынул поток беженцев, среди которых были представители культурной элиты, которые везли с собой иконы, произведения декоративно-прикладного искусства и целые библиотеки. Представленные на выставке произведения позволяют увидеть, как новый изобразительный язык Ренессанса преображал традиционную иконографию и как постепенно происходил процесс «очеловечивания» священных образов, при этом в полной мере сохраняя разработанную восточной традицией символику.



У картины «Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» Пьеро делла Франческо есть второе название - «Мадонна Сенигалья», которое появилось в 1822 году, когда ее обнаружили в маленькой церкви близ города Сенигалья и перевезли в Урбино. Из четырех художников на выставке Пьеро делла Франческа был наиболее подкованным в вопросах теории — он читал Евклида и Фибоначчи, написал три трактата по математике в сфере коммерции и искусства, общался с юристами и секретарями папского двора. Подробной документации об этой работе не сохранилось, но считается, что герцог Федериго де Монтефельтро, портрет которого кисти Пьеро дела Франческо есть во всех учебниках по искусству итальянского Возрождения, заказал Мадонну в подарок дочери по случаю ее свадьбы c Джованни делла Ровере, племянником папы Юлия II, заказчика росписи потолка Сикстинской капеллы.



«Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» («Мадонна Сенигалья») Пьеро делла Франческо, дерево (орех), темпера, масло, 1491 г Национальная галерея области Марке, Урбино.

Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор нет объективных данных, позволяющих окончательно ответить на вопросы о том, какие смыслы в  скрыты в картине и каковы обстоятельства ее создания. Мастер изображает Богоматерь с Младенцем, следуя византийскому иконографическому типу Одигитрия, то есть Путеводительница: Мадонна - заступница людей перед Господом - указывает рукой на Младенца, как на Спасение. Художник изображает Мадонну с младенцем Христом и двумя ангелами в интерьере, написанном согласно законам прямой перспективы. Удивительным образом художником передана игра света и тени: в ярком луче света можно даже разглядеть висящую в воздухе пыль.



Фигуры скульптурные, объемные, художник необыкновенно точно передает с помощью красок фактуру различных материалов, так, что словно осязаешь их взглядом. Строгость персонажей картины напоминает христианские мозаики или византийские иконы. Взаимодействия между фигурами почти нет: Мадонна отрешенно смотрит словно внутрь себя, а младенец Христос смотрит вдаль, рука его поднята в благословении.




Младенец держит в руках «розу без шипов», цветок, связанный с Девой Марией, которую изображают в итальянской живописи, как Santa Maria della Rosa. Жемчужина (нитка жемчуга) означает спасение, Христа-Спасителя. Веточка коралла на шее Младенца Христа означает защиту от злых сил. Плетеная корзина напоминает о пасхальной корзине, о Пасхе, что тоже является символом Христа. Одеяние Младенца похоже на одеяние античных философов. Цвета одеяний ангелов соответствуют чину – серафим и херувим. Мерцание на темно-синем плаще Богоматери — результат времени, а не замысла художника. За пять с лишним веков красочный слой претерпел изменения, которые дали такой необычный эффект.


Для венецианца Джованни Беллини характерно поэтическое осмысление сюжета. На большинстве его картин Мадонна не смотрит на Иисуса, ее взгляд обращен в будущее. Композиция «Мадонны с херувимами» из знаменитой венецианской Галереи Академии построена иначе – это диалог Матери и Младенца. Считается, что это поздняя работа автора – около 1490 года. Мотив с херувимами он вполне мог заимствовать у своего отца Якопо – в произведениях того он также встречается.


«Мадонна с младенцем» («Мадонна с красными херувимами») Джованни Беллини, дерево, темпера, ок.1490 Галерея Академии в Венеции.

Венецианский художник, написавший множество подобных Мадонн, как никакой другой художник умел передать чувства матери и ребенка. Несмотря на наличие херувимов, на символы, связанные с Мадонной и изображенные в пейзаже, эта картина, в первую очередь, о материнской любви, и ее богословское содержание отходит на второй план. Мадонна и младенец полностью сосредоточены друг на друге: Мадонна нежно прижимает к себе сына, а тот с приоткрытым ротиком внимательно глядит на мать. Перед зрителями разворачивается неуловимый, безмолвный диалог, и как тут не вспомнить слова Павла Муратова о Беллини: «Никто другой не умеет так, как он, соединить все помыслы зрителя на какой-то неопределенной сосредоточенности, приводить его к самозабвенному и беспредметному созерцанию».



Феррарский художник Козимо Тура вместе с Франческо дель Коссой и Эрколе де Роберти был членом загадочного сообщества художников на службе семьи д`Эсте. За феррарцами давно закрепилась репутация мистиков и интеллектуалов, строивших свои работы на сложных аллегориях, которые сочинялись придворными учеными. Двор был просвещенным, здесь возникла собственная типография. Правители меценатствовали и периодически ссорились с папским престолом. К тому же, придворные художники работали бок о бок с мастерами декоративного искусства. Сам Тура нередко подражал технике эмали, уподобляя свои небольшие картины изысканным драгоценностям – подобный подход при создании богородичных образов был вполне уместным, поскольку на христианском Востоке иконы богато украшались.


«Мадонна со спящим младенцем» («Мадонна Зодиака») Козимо Тура, дерево, темпера, около 1470 Галерея Академии в Венеции

Картина помещена в своеобразный табернакль и, по мнению специалистов, предназначалась изначально для частного заказчика, а не для церкви. Другое название этой работы – «Мадонна Зодиака». Слева от Мадонны действительно просматриваются – хотя и с трудом – изображения нескольких знаков зодиака (справа подобные же изображения не сохранились). Тема астрологии была популярна в то время при утонченном феррарском дворе графов (в дальнейшем герцогов) д’Эсте. Стремление примирить христианскую веру и астрологию, увидев в расположении звезд отражение Божьего замысла, оправдывала совместное присутствие и взаимное наложение христианских и языческих символов.



Но и без зодиака картина просто перенасыщена символами. Виноградные грозди и щегол символизируют Страсти Христовы. (В народной католической традиции щегол поранился о шипы тернового венца на голове Христа – от выступившей крови и возник красный цвет его грудки.)



На картине Мадонна пробуждает Младенца ото сна (сцена, не слишком частая в иконографии). Этот сюжет связан с темой Воскресения, судьбой Христа, умершего ради спасения людей. У младенца нимб сделан из плотного материала, но по цвету и фактуре больше напоминает картон.


Карло Кривелли, уроженец Венеции, покинул родину, выбрав менее влиятельную Анкону. Тем не менее, художник всегда подчеркивал свое отношение к Венеции, оставляя на картинах подпись «OPUS CAROLI CRIVELLI VENETI», «Карло Кривели, венецианец». В документах сохранилась запись о пребывании художника в Далмации в 1457 году, где его обвинили в похищении жены некоего моряка. За десять лет до своей смерти (в 1495 году) он привлек к себе общественное внимание еще раз, приняв участие в общественных беспорядках, а позже, в 1490 году, был удостоен звания рыцаря. Позднее, подписывая свои работы, он не забывал указывать свой титул, напоминая об оказанной ему чести. Его бурная жизнь полностью противоречит тому состоянию внутреннего покоя, которым пронизаны его творения. Предположительно, Кривелли учился у Скварчоне и Мантеньи. От последнего Кривелли перенял страстный интерес к античной архитектуре и успешно расширял свои знания в этой области. Смешение византийско-венецианских традиций с неоготической манерой придает его картинам блеск и богатство. Манера живописи с подробной детализацией, несмотря на небольшие размеры, позволяет предположить знакомство автора с произведениями нидерландской школы




«Мадонна с младенцем» Карло Кривелли, дерево, темпера, 1480-1486 Городская пинакотека «Франческо Подести» в Анконе


Картина Кривелли была обнаружена в конце XVIII века в ризнице анконитанской церкви Сан Франческо ад Альто. Предполагается – в силу скромных размеров – что предназначалось произведение скорее всего не для храма, а для чьей-то кельи. В этой работе много символики. Яблоко – напоминание о первородном грехе и победившей его Богородице. Огурец ассоциируется с жизнью и Воскрешением (и поэтому составляет пару яблоку, которое ассоциируется с грехопадением). Кривелли часто рисовал рядом с образом Марии огурец, так что, похоже, что огурец для Кривелли — это атрибут Богородицы. Щегол - символ христианской Души или духовности, который можно часто видеть в руках Младенца Иисуса Христа. Благодаря своей красоте и кротости щегол был распространенной детской забавой. Кроме того, иконография этой птицы основана на легенде о том, как щегол спустился и вырвал колючку из тернового венца Иисуса Христа по дороге на Голгофу, после чего лоб Спасителя обагрился кровью, то есть – щегол – еще и символ Страстей. Моллюск в раковине в руке младенца – отсылка к теме воплощения Христа во чреве Марии.



Сидящий на сухом древе ворон – символизация земли, которая до прихода Христа была в запустении. Торжественные одеяния Мадонны указывают на то, что она царица небесная. Мадонна дотронулась до ножки младенца – эта иконографическая деталь была распространена в XI-XII вв в восточной традиции. На картине в качестве фона появляется пейзаж, прописанный точно и тонко.

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2014/madonna/index.php
http://thezis.ru/most-mezhdu-vizantiey-i-italiey.html
http://echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/1459504-echo/
http://www.kommersant.ru/doc/2644606
http://vm.ru/news/2014/12/16/razgadat-zagadku-madonni-s-krasnimi-heruvimami-273843.html
http://cult.mos.ru/reviews/chetyre-madonny-i-odin-modernist/
http://kobak.livejournal.com/97496.html
http://fulljazz.ru/?m=201412
«Искусство итальянского Ренессанса. Архитектура, скульптура, живопись, рисунок» Под ред. Рольфа Томана. KÖNEMANN 2005
Tags: 15 век, Италия, выставки, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments