?

Log in

No account? Create an account

История искусств

Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века

Previous Entry Share Flag Next Entry
Вышли мы все
snail
egovoru wrote in history_of_art

Историю советской мультипликации - ну, или, по крайней мере, студии "Союзмультфильм" - выводят из диснеевского Микки-Мауса, показанного в 1934 году на Московском кинофестивале. А на мой взгляд - зачем ума искать и ездить так далеко?..

Bilibin


  • 1
Это, милыый вы мой, тоже "микки маус". В 30-е годы у Диснея в "Белоснежке и Семи Гномах" (этот фильм был Святой Библией советских мультипликаторов) и у братьев Фляйшер в "Гулливере" были прорисовки живых актёров в технике "эклер", в точности, как в этом и других советских "эклерных" мультфильмах 40-50-х годов.

Так что "всё уже украдено - до нас" (с).

А сопоставление этих двух картинок давно уже "потцреотично" гуляет по рунету, и даже Зина-Корзина была не первая, кто такое сопоставление продемонстрировал.

Ну, я не такой уж активный читатель рунета, чтобы быть б курсе всего того, что там гуляет, так что до такого сопоставления я скромно догадалась сама ;)

Опять же, мысль о том, что "Россия - родина слонов" не приходила мне в голову; на мой взгляд, и Билибин, и уж конечно Микки-Маус произошли вот из этого.

Ну что вы, совсем нет, совершенно другой стиль, а котов похожих на диснеевских кто только не рисовал.

Не на диснеевских - на стейнленовских ;)

Что же касается сходства или различия стилей - это, конечно, кто что видит ;) Но, судя по тому, что написал выше уважаемый alexander_pavl, сходство бросилось в глаза не только мне ;)

Нет там никакого сходства. Это почтенейшую публику пытаются убедить, что сходство есть.

Вот видите - вы не такой уж активный читатель рунета, но, тем не менее, натолкнулись на эту инфу... То, что вы не сами догадались, свидетельствует то, что именно эта картинка с репродукцией и скриншотом мне встречалась, как минимум, три раза - именно в такой композиции. То есть, её активно гонят по разным каналам, чтоб народ усёк.

"и Билибин, и уж конечно Микки-Маус произошли вот из этого" - Если копать глубже, мы докопаемся до Уильяма Морриса с командой прерафаэлитов и впечатлённого ими Бёрдсли, от которого, в свою очередь, пошли "Югенд" и "Симплициссимус".

"Если копать глубже, мы докопаемся до Уильяма Морриса"

Да, совершенно верно.

Что же касается Вашего недоверия к оригинальности моей картинки - боюсь, переубедить Вас мне не удастся ;)

Нет, не удастся. Я в такие совпадения не верю.

Технологию то у американцев всю заимствовали, и этого никто никогда не скрывал.

Не, в период борьбы с "низкопоклонством перед Западом", с 1948 по 1953 год - скрывали. И за упоминание Диснея можно было вылететь с работы. Кое-кто и вылетел, кстати.
А сейчас в России поднимается новая волна борбьы с "низкопоклонством", так что нас ждёт множество прекрасных открытий в духе "паровоза братьев Черепановых", "самолёта контр-адмирала Можайского" и, конечно, сакральное "Россия - родина слонов".

Да, ощущение того, что так и происходит. Особенно наш министр культуры в этом плане показателен.

Между прочим, эти регулярные "вбросы" по поводу Микки Мауса - полная чушь, происходящая от неграмотности профессиональных патриотов-троллей.
На самом деле российской анимации стоит гордиться тем, что первым кукольным аниматором был гениальный Владислав Старевич (ах, он не этнический русский, он поляк, я забыл...), и его открытия были подхвачены Александром Птушко, делавшим в 30-е годы сенсационные по уровню мультфильмы. Но это не помнят. Надо на Микки Маусе оттоптаться.

Технологию - конечно; я имела в виду стилистику изображения. Разумеется, и Билибин стоял на плечах гигантов ;)

Причем тут Билибин вообще? Сделали мультфильм используя прорисовки из его картин, могли "черный квадрат" взять, ну и причем тут ум?

Нет, насколько я знаю, все-таки его прорисовки никогда не использовали для мультфильмов - а, по-моему, зря ;) Но некоторое стилистическое сходство, по-моему, чувствуется. "Ум" же здесь - только в фигуральном смысле ;)

Есть мультфильм "Иван-царевич и серый волк" ( не современный, а менее известный 1991 года) в билибинской стилистике .

Вот этот? Да, действительно, он вроде бы даже еще ближе, чем "классические" мультфильмы 50-х - более тщательная проработка деталей. Спасибо за наводку!

Да, история синематографа и анимации возникла не на пустом месте и имеет множество отсылок к прошлому визуальному наследию, в том числе национальному. Какая сенсация :) !
Или в чём ваш месседж?

Согласна с Вами, что тезис о том, что ничто не возникает из ничего - уже довольно-таки прочно усвоен человечеством ;)

Но одно дело - произнести общий тезис, а другое - проследить конкретные традиции. Скажем, Валентин Серов или Константин Сомов, какие бы замечательные художники они ни были, на мой взгляд, гораздо меньше годятся на роль "отцов" советской мультипликации, чем Билибин, не так ли?

Прослеживание традиций - дело познавательное.

Но центральная формулировка "историю советской мультипликации выводят из диснеевского Микки-Мауса" - наивна, как и последующее "оспаривание" её Билибиным.
Ситуация с Билибином - осознанная реконструкция, в рамках феномена советского мультфильма и его идеологической программы. Она никак не связана с технологическим значением мультпроизводства Диснея для советской мультипликации. Две разные вещи, на мой взгляд.

По поводу наивности формулировки - не стоит воспринимать мой пост с излишней серьезностью ;)

А вот по поводу осознанной реконструкции - я что-то не совсем поняла Вашу мысль; не могли бы Вы пояснить ее более подробно?

Да, наверное.

Буду занудно и длинно :) . Билибин, как и многие мирискусники, увлечен ретроспективой, которая по сути является уходом от реальности тяжелого переходного периода 19-20 века (он же период декадентства). Ностальгирует по былинной, сказочной, "идеальной" Руси, которой по сути не было. Как, например, и Васнецов со своим богатырским эпосом, или упомянутый вами Сомов по России эпохи Брюллова. Ретроспектива - уход от реальности и своеобразный откат от чёткой актуальности предыдущего поколения реалистов-передвижников. Это преамбула.
Мультфильм, кадр из которого вы опубликовали - выпущен в 1953 году. Это на минуточку, смерть Сталина, кризис идеологии, и скорое начало хрущевской оттепели. Кризис, по сути как и кризис в эпоху которого формировался круг мирискусников, хотя сравнивать их некорректно от слова совсем. Мультфильмы по русским сказкам - работа с ретроспективным материалом, национальным наследием. По сути до 50-х годов подавляющее большинство мультфильмов были либо актуально-идеологические, либо ретроспективные, чтобы подчеркнуть многовековые корни русской истории (именно допетровской, и дело не только в древности сказок). Русской истории не настоящей, а сказочной, Билибинской. Из-за сходства идейных программ, брался материал Билибина, так как до рубежа 19-20 века не было такого богатого визуального материала конкретно по сказочной руси, как это ни забавно :) . Это опыт переработки русской истории в сказку, или хотя бы в предмет ностальгических вздохов - опыт именно мирискусников.
Если вы найдёте список работ союз мультфильма, то заметите, что после 50-х годов, мультфильмы для поколения детей войны, достаточно серьёзные и назидательные, сменяются новым типом советского мультфильма. Где зрители-дети наконец-то становятся именно детьми. Детям дают свободу иметь детство, потому что это поколение уже не растёт в условиях трагедии войны. Они не должны быть настолько взрослыми, отчаянными, они не должны быть героями страны с самого рождения. Именно в этот период начинают появляться лёгкие детские мультфильмы, а так же пласт новой детской литературы с новыми авторами и новыми персонажами. На эту тему можете погуглить детскую литературу оттепели и детскую литературу времени сталинизма. Тоже самое касается и мультфильмов.

Ваши рассуждения показались мне интересными, но они касаются только сюжета, а даже и с ним не все так однозначно: взять, например, знаменитую "Золотую антилопу" 54-го года, или "Снежную королеву" 57-го, или, наконец, несколько более поздний цикл Снежко-Блоцкой по греческим мифам.

Но я-то имею в виду даже не столько сюжет, сколько саму манеру изображения. Скажем, упомянутый Вами сюжетно весьма сходный Васнецов тоже никак не годится в предтечи советской мультипликации. А вот билибинская живопись (которая на самом деле графика ;) определенно вспоминается, разве нет?

В моём представлении, мультипликация проистекает преимущественно из иллюстрации, как из ближайшего по сути вида искусств. Поэтому для меня логично, что труд иллюстраторов начала 20 века взят для мультфильмов середины 20 века. Ну какой ещё пласт брать для изображения русских сказок? Ну не книжную миниатюру Древней Руси же :) . Это наши сказочные сюжеты, наш отечественный художник (продвигаем наши корни, историю, таланты), билибинские изображения и стиль уже в моде - утвердились, всеми любимы. Плюс, эта графическо-живописная манера утилитарна и удобна для мультпроизводства, что тоже очень важно.

На тему антилопы, и прочих. Я конечно очень категорично обрисовала ситуацию, в реальном мире таких резких переходов не бывает :) . Но постаралась обозначить суть. Попробуйте поискать лекцию на ютубе про детскую литературу времен оттепели, всё сказанное там касается в большой степени и мультипликации. Или вот это, например, видео, оно короткое, но вполне ёмкое http://www.youtube.com/watch?v=DY5Ss_w4E6g . Там про кукольные экранизации тоже косвенно затрагивается, насколько я помню. Если найдёте лекции непосредственно по м/ф, киньте ссылку, пожалуйста:)

Ну и да, p.s. не претендую на истину в последней инстанции :) . Написала вкратце, что я знаю по сабжу, не вдаваясь в историю непосредственно мультпроизводства))). Если у кого есть что возразить, добавить - покидайте ссылок на материал, мне интересно читать.

Согласна с вами, Совсем разная манера письма!

  • 1