Snowdrop - Подснежник (snowdrop) wrote in history_of_art,
Snowdrop - Подснежник
snowdrop
history_of_art

Category:

Марк Ротко, часть 2: "Фирменный стиль"

Оригинал взят у snowdrop в Марк Ротко, часть 2: "Фирменный стиль"
Предудыщее части:
Марк Ротко, часть 1: Путь художника.
Марк Ротко, бонус: люди.

Главной поворотной точкой развитиия Ротко в 40-х стал отказ от мультиформ в пользу его "классического стиля": цветовых полей в форме размытых горизонтальных прямоугольников, расположенных один над другим. Ротко без устали экспериментировал с форматом картин и комбинациями цветов и тонов в поисках способа передачи различных настроений и эмоций. Но, несмотря на разнообразие, каждое полотно безошибочно узнаваемо, как именно его работа.

SAM_0682
Без имени, 1950.


SAM_0685
Без имени, 1952.


Художники-авангардисты Нью-Йорка 50-х - такие фигуры как Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Барнет Ньюман - культивировали индивидуальные, легко отличимые друг от друга стили, называемые “фирменными". Первым таким художником, на поколение раньше, был Пит Мондриан.

До Второй Мировой войны мировой культурной столицей был Париж. В пятидесятых этот титул был узурпирован Нью-Йорком. Там художники хотели быть независимы от европейского авангарда и создать чисто американское искусство. Кроме "фирменного стиля" общей среди них была бросающаяся в глаза тенденция работы на очень больших полотнах. Их использование привело к новому, более физическому способу рисования. В то же время они надеялись, что крупногабаритные картины произведут на зрителя немедленное и сильное впечатление. В 1951-м Ротко сказал, что главная причина большого размера его полотен именно в том, чтобы добиться интимности со зрителем, чтобы тот мог почувствовать себя внутри картины.

SAM_0688
"Оранжевый и цвет загара" ("Orange and tan"), 1954.


Муниципальный музей Гааги владеет самой обширной в мире коллекцией работ Пита Мондриана, тогда как большинство полотен Ротко находятся в Национальной галлерее Искусств в Вашингтоне. Благодаря сотрудничеству между этими музеями, эта выставка предоставляет уникальную возможность поставить Мондриана и Ротко лицом к лицу. На первый взгляд, эта идея может показаться странной, учитывая такую непохожесть стилей. Однако сравнение интересное.

SAM_0707
Пит Мондриан, "Море после заката" ("Sea after sunset"), 1909.


Мондриан был первопроходцем абстрактного искусства вместе с Кандинским и Малевичем. Начиная с 1913, в европейскоем искусствое произошёл переворот, вызванный появлением их картин, лишённых какой либо связи со внешним визуальным миром. После Второй мировой войны в США появилось новое поколение абстракционистов, включая Джексона Поллока, Барнетта Ньюмана и, конечно, Марка Ротко.

Когда в 1940-м Мондриан прибыл в Нью-Йорк, американские художники встретили его как героя. Молодые артисты не могли избежать его влияния, а тем более сравнения с мастером. Например, Ротко как-то был назван "расплывчатым Мондрианом". Сам Ротко говорил, что не заинтересован в его стиле, но в то же время называл его "самым чувственным художником", которого он знал.

SAM_0705
Пит Мондриан, "Композиция No. IV" ("Composition No. IV"), 1909.


Эта галерея сводит вместе одни из последних работ художников. В случае Ротко это огненно-красная картина, которая будто вот-вот займётся пламенем. Она чрезвычайно яркая, особенно в сравнении с другими творениями его последних лет. "Победа Буги Вуги" Мондриана представляет собой тоже конец и начало: рождение современного послевоенного американского искусства. Эта картина быстро приобрела репутацию мифических пропорций и стала точкой отсчёта для многих американских художников.

SAM_0696
Без имени, 1969.



SAM_0695
Без имени, 1970.
SAM_0703
Пит Мондриан, "Победа Буги Вуги" ("Victory Boogie-Woogie"), 1944.


В ранние годы Ротко всегда использовал яркие цвета, но начиная с поздних 50-х его палитра стала более мрачной. Это не значит, что все его полотна стали тёмными, но он использовал всё меньше и меньше ярких цветов. К тому же он ненавидел, когда его называли колористом.
"Люди, которые рыдают перед моими картинами, испытывают те же религиозные чувства, что и я, когда я писал их. И если вы, как вы говорите, тронуты лишь их цветовыми взаимоотношениями, то вы ничего не поняли".

SAM_0721
Без имени, 1956.


SAM_0712
Без имени, 1958, переработана в 64-65.


SAM_0728
Без имени, 1968.


Тaкже он придавал очень большое значение тому, в каких условиях демонстрировались полотна, и даже отказывал предложениям о выставке, если понимал, что ему не предоставят достаточного контроля над обстановкой.

SAM_0742
Без имени, 1957.


SAM_0749
Без имени, 1959.


В поздние 50-е и 60-е он получил несколько предложений создать полотна специально для интерьеров: сначала, для ресторана на Манхэттене, и затем для капеллы в Хьюстоне.

SAM_0771
Скетч для фрески для ресторана Four Seasons ("Seagram mural"), 1958.


SAM_0766
Скетч для гарвардской фрески, 1962.
В 1968-м у Ротко была обнаружена артериальная аневризма. Игнорируя рекомендации врача, художник продолжал много пить, курить и отказался садиться на диету, однако послушался совета не браться больше за масштабные полотна размерами больше метра в высоту и начал работать в более компактных форматах.

SAM_0803
Без имени, 1969.

Уже не в первый раз художник впал в клиническую депрессию. Оставив жену и детей, он переехал в свою студию. 25-го февраля 1970-го он принял чрезмерную дозу антидепрессантов и перерезал себе вены. Ротко умер среди своих картин.

SAM_0805

Tags: 20 век, Америка, абстрактный экспрессионизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments