galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Category:

Выставка Веласкеса в Париже

Оригинал взят у galik_123 в Выставка Веласкеса в Париже
Новость из мира искусства

Z-1598.jpg

Сейчас, впрочем как и всегда, в Париже происходят интересные художественные события. Этот город - не только столица мировой моды, но и мировой центр искусств. На одной территории, экспонируются две потрясающие выставки - век XVI соседствует с XXI. Об одной я уже рассказала http://galik-123.livejournal.com/99678.html. Но в этом же Большом дворце - ещё грандиозное событие в мире искусств.

1. В Гран-Пале до 13 июля 2015 года проходит большая выставка Диего Веласкеса (1599-1660). Веласкес был лидером испанской школы и официальным художником при дворе Филиппа IV. Для выставки организаторы французского вернисажа собирали шедевры по всему миру в течение двух лет. Наибольшей коллекцией работ Веласкеса располагает Мадридский музей Прадо, удача нынешнего вернисажа в том, что 7 из 48 хранящихся там работ художника привезены в Париж. Кроме того, Лондонская Национальная Галерея, Арт Институт Чикаго, Музей Метрополитен, Музей искусств Бостона, Музей истории искусств Вены предоставили не только известнейшие полотна, но и ранние работы Веласкеса, и его известные портреты придворных шутов и карликов. Выставка организована согласно хронологическому порядку.

Z-1596.jpg
Автопортрет, 1640. Королевская академии изящных искусств, Валенсия, Испания

2. В качестве рекламного постера к выставке выбрана "Инфанта Маргарита Тереза в голубом платье", изображающая ту же самую маленькую девочку с трогательным взглядом, которая стоит в центре знаменитой картины "Менины". Только там это был пятилетний веселый ребенок, а здесь уже серьезная восьмилетняя девочка. На этом великолепном портрете, заказанном Веласкесу для ее жениха императора Леопольда I, отражена ее двойная жизнь. С одной стороны, она драгоценная маленькая девочка (дети, рожденные от состоящих в родстве Габсбургов, часто умирали в раннем возрасте), а с другой - просто пешка в дипломатической игре.

Z-1597.jpg
Портрет инфанты Маргариты в восьмилетнем возрасте, 1659. Венский музей истории искусств

3. Гран-пале не смог получить на время выставки "Фрейлин (Менин)". Эта одна из самых знаменитых картин в мире находится в музее Прадо в Мадриде. На этой картине - ателье Веласкеса в королевском дворце. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Направляя свет и взгляды родителей на девочку, Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы. Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Z-1599.jpg
Менины (Фрейлины),1656. Музей Прадо, Мадрид

4. Все картины, представленные на этой выставке, достаточно редкие и замечательные. Среди них и знаменитая работа из римской Галереи Дориа-Памфили, которую прототип назвал "слишком правдивой". На картине Папа изображён таким, каким его увидел Веласкес в первый раз - энергичным и подозрительным. Колористическая гамма сконцентрирована на двух тонах - красном и белом. В награду за портрет художник получил массивную золотую нагрудную цепь с миниатюрным портретом Иннокентия X в медальоне, осыпанном самоцветами. На письме, которое держит Папа в левой руке, написано "Наисвятейшему папе Иннокентию X Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец его величества, короля католического".

Z-1699.jpg
Портрет папы Иннокентия X, 1650. Галерея Дориа-Памфили, Рим

5. Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много, как при испанском. Во взгляде карлика на представленном на выставке портрете читается ум, проницательность и мрачное отчаяние.

Z-1696.jpg
Карлик, сидящий на полу (Дон Себастиян де Морра), 1645. Музей Прадо, Мадрид

6. Хотя большинство работ Веласкеса всё же остались в Испании, королевский дворец Мадрида предоставил для выставки в Париже восхитительную работу "Белый конь".

Z-17000.jpg.
Белый конь, 1634-35. Королевский дворец в Мадриде

7. Особенно интересны полотна, прибывшие из-за океана, например "Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом", хранящийся в Бостоне. На фоне бордового занавеса в окружении подушек и ковров двухлетний наследник испанского престола в одеянии, богато вышитом золотом, стоит прямо и неподвижно рядом с карликом, который пытается обернуться, чтобы увидеть своего товарища по играм. Подвижный карлик, держащий в руках погремушку и яблоко, словно скипетр и державу, является полной противоположностью застывшему принцу.

Z-1595.jpg
Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом, 1631-1632

8. Следующий портрет этого же принца воплотил в себе саму сущность барочного портрета. Мальчик и животное символизируют молодость и энергию, нашедшие отражение в живой манере, в которой написана картина. Балтазар умер в возрасте 16 лет, оставив своего отца Филиппа IV без наследника.

Z-1698.jpg
Конный портрет инфанта Бальтасара Карлоса. Музей Прадо, Мадрид

9. Портрет инфанты Марии-Терезии, старшей сестры Маргариты.

Z-1697.jpg
Инфанта Maрия-Терезия,1652. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

10. Отдельный зал посвящен загадочной "Венере с зеркалом". Представленная работа - единственная картина Диего Веласкеса, на которой запечатлена обнаженная женская фигура. Это объясняется резко отрицательным отношением испанской церкви к подобным изображениям. Впервые картина упоминается в 1651 году как хранящаяся в коллекции молодого сына тогдашнего премьер-министра Испании, знаменитого своей любвеобильностью и покровительством искусству. Картина Веласкеса оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления "Махи обнаженной" Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.

Z-1600.jpg
Туалет Венеры. Национальная галерея, Лондон

Наряду с произведениями Веласкеса, отдельный зал экспозиции выделен для художников, работавших в его мастерской. Влияние Караваджо на творчество Веласкеса, и влияние самого Веласкеса на творчество импрессионистов - вот ещё некоторые темы выставки в Париже. Идея проходящей выставки в том, чтобы освежить впечатления зрителей о Веласкесе.


Tags: Выставки, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments