alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in history_of_art,
alexander pavlenko
alexander_pavl
history_of_art

Categories:

Мастер призраков

Жизнь Тинторетто внешне бедна событиями. Он писал картины – и всё. Ну, так, женился, завёл детей, оказался замечательным отцом, и всё прочее, но ни триллера в духе Джулио Романо, ни буффонады в стиле Содомы мы тут не найдём. Тинторетто весь, без остатка, был художник и только художник.

tinto 0

Ему доставлял огромное удовольствие сам процесс писания картин. Он запрашивал с заказчиков меньше, чем они собирались ему дать, иногда обходился не более чем оплатой израсходованных материалов, иногда вообще работал бесплатно и довольно часто просто из дружеских чувств помогал другим художникам – менее прославленным, чем он сам – в качестве беспланого подмастерья. За это венецианские художники платили ему благодарностью и любовью. Что, откровенно говоря, среди художников редкость, ведь обычно они не терпят конкурентов и завидуют друг другу. Но Тинторетто любили. Впрочем, враги у него тоже были – сам Пьетро Аретино, «овод государей», удостоил художника не вполне понятной ненавистью и забросал памфлетами, написанными, по обыкновению, блестяще.

У Тинторетто, при всей его славе и непрерывном потоке заказов, были бы серьёзные проблемы с деньгами, если бы не его жена, Фаустина деи Вескови, которая в конце концов избавила супруга от тягостных финансовых переговоров с заказчиками, взяв семейный бюджет в свои руки. Она играла в жизни Тинторетто примерно ту же роль, что Гала Дали при Сальвадоре, но была не так жадна до презренного метала и удоволствие мужа ставила выше выгодных контрактов. В результате Тинторетто не бедствовал, хотя и не разбогател, как, например, Тициан и Веронезе. Полагаю, что, если бы не Фаустина, Тинторетто любили бы меньше. Он отбивал бы заказы у других мастеров Венеции и сбивал бы цену. А так – коллеги по цеху даже заботились, чтобы гонорар Тинторетто был достаточно высок, давали Фаустине советы по составлению договоров и так далее.

Но я хотел рассказать не об этом казусе, а о престранной манере Тинторетто разрывать изображаемое пространство, вспуская в щели вихрь потусторонних сущностей. Это самое сильное в его картинах – духи, ангелы, божества, привидения, демоны обрушиваются на людей нашей Вселенной, буквально сметая их со своего пути.

Мне повезло – первая же картина Тинторетто, которую я осмысленно осматривал, оказалась «Похищение тела Святого Марка» в Академии. И в этой картине наиболее ярко проявился метод Тинторетто.

tinto 01 tinto 02

Гроза, обрушивающая на город, превращает горожан, разбегающихся с заливаемой дождём площади, в какие-то ирреальные фигуры, причём ирреальность в наши дни подчёркнута полупрозрачностью этих фигур: пигменты масляной краски на протяжении веков теряют плотность, становятся бесцветными, а в результате сквозь написанные детали просвечивает фон... Но тут, на этой картине, ещё и странность освещения, свет, льющий ниоткуда, не сверху ни снизу, он придаёт происходящему характер сновидения с оттенком кошмара. Преувеличенная перспектива, странный свет, вода, заливающая всё вокруг, безумный блеск молний и персонажи, падающие на полированные плиты пустой бесконечно огромной площади. Взгляд зрителя мечется в пространстве картины и неуклонно, последовательно направляется художником к самому странному элементу, к гиперреалистически выписанной голове верблюда, возвышающегося над персонажами.

«Похищение тела Святого Марка» вызывает очень странно ощущение, своего рода эйфорический ужас, восторг падения в пропасть, экстаз последних секунд перед ничто.

И рядом с этим полотном – как бы его разъяснение, ещё мрачнее, ещё причудливей, но с таинственностью, разъяснённой логически, как в жутких рассказах Говарда Лавкрафта – «Обретение тела Святого Марка в катакомбах Александрии».

Никто из художников, ни до ни после Тинторетто, не мог показать тонкую грань между мирами. Все призраки, даже у Фюзли, смахивают на что-то вроде деревенского маскарада, а иные Вселенные, детально прописанные Иеронимусом Босхом, отдалены от нашей юдоли на космические расстояния. Но Тинторетто постоянно, с восторгом первооткрывателя, демонстрировал хрупкость видимого нам мира. Даже если по сюжету его картины всё в порядке и персонажи спокойны до идиллии, всё равно где-то рядом уже напрягается готовая лопнуть перепонка границы естественного и сверхестественного.

И, что особенно интересно, для Тинторетто нет ничего хорошего в соприкосновении людей с существами иного мира. Даже традиционно благостные темы Благовещения и Поклонения Волхвов выглядят в интерпретации Тинторетто катастрофами – каждый, кто побывал в Скуола Гранде ди Сан Рокко, согласится со мной.

tinto 03

Тинторетто практически в одиночку, при минимальной помощи подмастерьев, расписал это огромное здание, ставшее его Gesamtkunstwerk, идеальным слиянием архитектуры, дизайна и живописи. Это надо видеть, надо быть там, но, знаете, почему-то мало кто идёт к самой сильной работе Тинторетто в Скуола Гранде. Может быть, дело в том, что эта работа великого мастера как-то обойдена вниманием историков искусства, про неё мало кто упоминал. А она, тем не менее, заслуживает самого пристального внимания: диптих «Святая Мария Магдалина» и «Мария Египетская». Вообще-то Тинторетто не умел рисовать женщин. Они у него деиндивидуализированы и лишены психологии – в поразительном контрасе с предвещающей барокко экспрессивностью мужских лиц. К тому же Тинторетто постоянно разворачивает женщин так, чтобы не возникало необходимости тщательно их прорабатывать. Но эти две женщины выходят из общего ряда персонажей художника. Они – личности, причём, пожалуй, самые крупные во всём творчестве гениального венецианца. И та и другая балансируют на грани реальности, но если Мария Магдалина отворачивается от безумной Вселенной ужасных чудес, углубляясь в книгу (и свет, исходящий со страниц книги, золотит её лицо), то Мария Египетская бесстрашно всматривается в потустороннюю бездну.

tinto 04 tinto 05
Tags: 16 век, Италия, маньеризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments