veniamin1 (veniamin1) wrote in history_of_art,
veniamin1
veniamin1
history_of_art

Category:

Несколько удачных портретов Горюшкина-Сорокопудова и неплохая реклама для "Нивы".

Оригинал взят у veniamin1 в Несколько удачных портретов Горюшкина-Сорокопудова и неплохая реклама для "Нивы".

Несколько удачных портретов Горюшкина-Сорокопудова
и неплохая реклама для "Нивы"


Портрет А.Н. Собольщиковой-Самариной 1910. Картон, темпера, пастель.  Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого. Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)
Портрет А.Н. Собольщиковой-Самариной 1910.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) Картон, темпера, пастель. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч был известен его работами про не совсем древнюю Русь. В основном в 17-ом веке, но кажется есть что-то и раньше. Тогда было целая групка художников (отдельно друг от друга),
которые писали царскую, боярскую, купеческую жизнь допетровской Руси. Писали и горожан. Пока был спрос — можно было кормиться. Это была то ли просто модная тема, то ли модно-патриотическая.
Вроде бы я видел, что и сам Валентин Серов однажды написал что-то из тех времён. Одноразово, конечно. В основном, эти работы надуманная и искусственная -- тоска зелёная. Ничего истинно руского в них нету.
Это всё — псевдопатриотический звездёж.
Мне в большинстве не нравятся ни темы этих картин, ни композиции, ни исполнение.
А Горюшкин-Сорокопудов ещё бывало писал удачные портреты и пейзажи. Давайте взглянем на портреты. Художник преподавал в Пензенском художественном училище до самой большевистской революции, а эта актриса
родилась и выросла в Пензе. Видимо поэтому этот удачный портрет находится в Пезенской художественной галерее им К.А.Савицкого.
Константин Савицкий это тот художник, которые написал на любимой народом картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"— медведей.[Можно кликнуть и открыть не очень большую статью]
Третьяков сказал, что народ видит работу Шишкина и стиль Шишкина и т.д., и внаглую вытер (возможно, что прямо сам и вытер) подпись Савицкого на картине. Третьяков был отец родной. Третьяков мог купить.
А кушать всем хочется. С Третьяковым редко спорили. Репин бывало. Но Репин тогда был ВЕЛИКОЕ ИМЯ и его любил Третьяков.

В этом портрете определённо получился психологический образ актрисы, правда? Это не масло, а темпера и пастель. Темпера добротно служила человечеству примерно 2000 лет, пока не появилось
масло в эпоху Возрождения. У темперы один недостаток. Когда она высыхает цвет и оттенки немного, но заметно, меняются. Пастель--это легко и красиво. Но через годы и десятилетия пастель начинает осыпаться.
Музеи очень не любят давать на выставки пастельные работы.
Собольщикова-Самарина работала в разной провинции России, а с 1932 года перешла в театр города Горького. Ей было уже 40 лет, но только там она заслужила славу и дожила до звания Народной актрисы Советского Союза.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Рекламный плакат журнала «Нива» на 1911 год.
Рекламный плакат журнала «Нива» на 1911 год.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч.

Это на самом деле хорошая реклама. Всё удачно, кроме кокошника и всей остальной хреновинки на даме. Вот что делает привычка. Он написал столько женщин из русской старины,
что автоматически решил задачу через одетую по моде 17-го века боярышню, которую он вставил в такую удачную рекламную работу. Жаль. Кокошник и пр. сюда не относятся. Они чужеродные к этой рекламе.
На самом деле это был совсем немаленький заказ Горюшкину от "Нивы". И он сделал в таком же старорусском стиле все рекламы подписки разных лет на иллюстрированный журнал "Нива".

Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе.Горюшкин-Сорокопудов И.С.
Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе.
Горюшкин-Сорокопудов И.С.

Горюшкин так её написал, что перед ночным кафе стоит порядочная дама из общества. Но она стоит в такое время и в таком месте ОДНА. Как например, скажем, ночная работница секструда.
Но зачем же тогда Горюшкин написал её приличной, а? И он обозначил, что жорики возле кафе гнусно поглядывают на неё.
Немного странная композиция. Давайте предположим, что эта дама ждёт мужчину своего свидания, а он почему-то не появляется, а? Слабенько, но не исключается, правда?
Эта работа смотрится. Но она не очень подходит к стилю и тематике самого Горюшкина -Сорокопудова. Необычно и интересно.

Портрет актрисы А.Н. Самариной. 1915. Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954);  Переславль-Залесский
Портрет актрисы А.Н. Самариной. 1915.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954); Переславль-Залесский

Эта актриса тоже работала в провинции. У Горюшкина бывали удачные портреты. Не всегда. Но здесь мы видим удачу.
Фамилия художника -- Горюшкин. Но его папа рано умер и мальчика взяли в свою семью родственники, чья фамилия была Сорокопудовы.

Портрет художника Горюшкина-Сорокопудова, 1931, Ф. Сычков
Портрет художника Горюшкина-Сорокопудова, 1931
автор художник Ф. Сычков

Портрет Горюшкина-Сорокопудова написал его приятель Федот Сычков, с которым они были почти одногодки. Оба довольно долго жили в советское время и оба безболезненно перестроились. Я расказываю. Я не осуждаю.
У Горюшкина -Соропудова есть пару работ с Лениным и Сталин с Ворошиловым у гроба Ленина. Бывает. Через три года, в 1934 году Горюшкин ответил приятелю и написал его портрет. Считается прекрасной
работой. По-моему, вообще ничего не вышло. В 1917 году Пензенское училище сделали для прикладного искусства и Горюшкина уволили. Ничего хорошего, кроме плохого это не означало.
Но потом Горюшкин-Сорокопудов выровнялся и не бедствовал.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов умер 29 декабря 1954 года, на 82-ом году жизни, в селе Ивановка, Пензенской области.

Вениамин
P.S.
Чтобы не быть слишком серьёзными. Расслабьтесь.
После того, что я поместил этот пост на Тифаретнике, один писатель, (известный блогер), посмотрел мой пост и объявил, что он тоже сделает пост о Горюшкине-Сорокопудове.
И он быстренько сделал. В самом начале его поста писатель сказал, что Горюшкин-Сорокопудов самый русский художник, которого и зовут как истинного русского — ИВАН СИЛЫЧ.
Этот товарищ (Я его не называю. Он уже сам себя наказал, не так ли? Хватит.) на полном серьёзе считал, что имя отца художника — СИЛА происходит от русского слова — сила.
Отец художника был назван по имени святого, которого зовут СИЛА.
Св. Сила жил в Первом веке после Р.Х., был одним из 70-ти Апостолов и ближайшим помощником Апостола Павла.
Ни отнять, ни прибавить. Точка.

Tags: 20 век, Россия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments