q_feeller (q_feeller) wrote in history_of_art,
q_feeller
q_feeller
history_of_art

Category:

Страницы литографических изданий футуристов

Из книги Е.Ф. Ковтуна Русская футуристическая книга (1989)


А.Е. Крученых, Старинная любовь, обложка. М.Ф. Ларионов, 1912.


Там же, страница.


А.Е. Крученых, В.В. Хлебеников, МирскОнца, обложка. Н.С. Гончарова, 1912.


Там же, страница.


А.Е. Крученых, В.В. Хлебеников, Игра в аду, обложка. Н.С. Гончарова, 1912.


В.В. Хлебников, Изборник Стихов, страница. П.Н. Филонов, 1914


В.В. Каменский, Страница ( "Железобетонная поэама "Солнце"")


Там же, К.М. Зданевич


Книжки футуристов издавались (или, как писали их авторы, "взлетали") быстро, рождались в веселой и непринужденной атмосфере коллективного творчества. Л.Ф. Жегин вспоминал, как появился первый сборник Маяковского "Я!":"Штаб-издательской квартирой была моя комната. Маяковский принес литографической бумаги и диктовал Чекрыгину стихи, которые тот своим четким почерком переписывал особыми литографическими чернилами...
- Ну вот, Вася, - бурчит Маяковский, - опять ангела нарисовал. Ну, нарисовал бы муху. Давно мух не рисовал.
Работа над внешним оформлением книжечки продолжалась неделю или полторы"
Нет сомнения, что в намерения авторов литографических сборников входили сознательный эпатаж читателя, издевка над привычными вкусами, разрушение эстетических шаблонов и стереотипов восприятия. Серая дешевая бумага, картонные обложки, небрежность брошюровки были вызовом эстетским пристрастиям "Мира Искусства", "Аполлона"
Крученых:" Издания "Грифа", "Скорпиона", "Мусагета"...большие белые листы...серая печать... так и хочется завернуть селедку... И течет в этих книгах холодная кровь..."
"Садок Судей I" был напечатан на оборотной стороне дешевых обоев. Бурлюк так расшифровывал "протестанскую" символику этой особенности сборника: "...всю жизнь вашу пройдем огнем и мечом литературы:под обоями у вас клопы да тараканы водились, пусть живут теперь на них молодые, юные, бодрые стихи наши".

Почему футуристы избрали для своих изданий литографию? "Немой голос почерка", выразительные возможности которго они высоко ценили, был тому причиной. ще в 1909 году Н.И. Кульбин организовал в Петербурге выставку импрессионистов "Треугольник", в составе которой был раздел рисунков и автографов писателей и поэтов - А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.А. Блока, Л.Н. Андреева, С.М. Городецкого, Н.Н. Евреинова, М.А. Кузьмина, А.М. Ремизова, В.В. Хлебникова и др. "Почему рядом с рисунками есть автографы" - спрашивал Кульбин и отвечал: -Некоторые из участников выставки интересуются ими как отражением личности художника слова". К числу этих "некоторых" несомненно принадлежал Хлебников, не раз отмечавший образно-смысловую нагрузку которую заключает в себе почерк: "Почерк писателя настраивает душу читателя на одно и тоже число колебаний". Хлебников, Крученых, Н. Бурлюк, сам Кульбин в статьях и манифестах затрагивют ряд важных и неисследованных вопросов: о звуке и его графическом выражении, о графике печатного и рукописного слова как добавочном выразительном средстве, о синхронном воздействии в поэзии смысла, звучания и начертания слова. "Предпосылкой нашего отношения к слову, как к живому оррганизму, - писал Н. Бурлюк, - является положение , что поэтическое слово чувственно. Оно соответственно меняет свои качества в зависимости от того, написанно ли оно, или напечатано, или мыслится. Оно действет на все наши чувства".
Типографический набор, где литеры "вытянуты в ряд, обиженные, подстриженные, и все одинаково безцветны и серы" лишал поэтическое слово графической индивидуальности, дополнительной образности. Выясняя природу добавочной выразительности книги-автографа, Хлебников подчеркивал два положения: "1. Что настроение изменяет во время написания. 2. Что почерк, своеобразно измененный настроением , передает это настроение читателю независимо от слов". Поэтому, приходит к выводу Хлебников, автор должен сам писать книгу или "вручить свое детище не наборщику, а художнику"
Такие полностью рисованные книги в те годы действительно были созданы, но лишь в немногих экземплярах дошли до наших дней. В 1915 г. Хлебников писал Н.Н. Асееву:" Маяковский весел, занят писанием от руки крохотной книжки с красными заглавными буквами". Маяковский "рисовал" тогда миниатюрную книжечку " Облако в штанах".
Tags: 1910-е, 1920-е, Россия, графика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments