ele_n_a (ele_n_a) wrote in history_of_art,
ele_n_a
ele_n_a
history_of_art

Categories:

доспехи на портретах 16 - 17 веков.

Оригинал взят у ele_n_a в доспехи на портретах 16 - 17 веков.

после детализированных нарядов королевы елизаветы, справедливо обратить внимание и на мужские костюмы той эпохи.
здесь - решила сосредоточиться на портретах с изображением такого вида чисто мужской одежды, который был принят в те времена, и совершенно ныне ушел в прошлое – как доспехи.

в ролике собраны мужские портреты 16 – 17 веков, общего у которых только то, что все изображенные на них лица позировали в одежде из стали.

портреты - это не фотографии, и манера художника накладывает отпечаток на степень детализации, но все-таки доспехи, показанные на этих портретах отличаются, на мой взгляд от тех, которые можно увидеть в музейных залах.
прежде всего – в большинстве своем, это очень дорогие предметы, сделанные на заказ. кроме того – на портретах они новые. и выглядят именно так, как их видели современники.

старинные доспехи в полном виде, даже и самые скромные - сохранились в очень малых количествах и стоят сегодня соразмерно своей редкости.
уже в 19 веке на них был большой спрос среди романтически настроенных толстосумов - и на всех их не хватало. начиная с того периода производятся копии старинных доспехов, часто весьма высокого качества. но... это все не то)

так что на портретах мы имеем удовольствие созерцать совершенно уникальные и уже навсегда утраченные шедевры мастерства  европейских оружейников эпохи возрождения и начала нового времени.

в самих доспехах я совершенно не разбираюсь.

меня привлекают они в данном случае – как последний след рыцарства, который еще можно распознать на картинах 16 – 17 веков. лица изображенных еще мужественны и несмотря на щеголеватость и декоративность продемонстрированных одеяний – вполне с ними гармонируют.
на портретах , к примеру, 18 века, эта гармония утрачена – женообразные, напомаженные, напудренные герои с пухлыми щечками странно смотрятся в железных латах. да и сами латы присутствуют на изображениях уже в урезанном и символическом виде.
здесь же все писалось с натуры, и показывает реальное искусство оружейников той эпохи.

доспехи в рассматриваемый период, как я почерпнула из недр интернета, можно разделить на несколько групп.
- боевые
- турнирные
- парадные

как деталь боевого снаряжения они были востребованы в те времена, когда войны велись с применением холодного оружия. соответственно, как раз примерно с 14 века, по мере распространения оружия огнестрельного – постепенно теряют свою актуальность. к середине 18 века они исчезают из обмундирования европейских армий. (оставшись, как атавизм, лишь в некоторых видах кавалерии - напримар - у французских кирасир).

в 19 веке, как ни странно, они вернулись - в качестве церемониальной одежды. в боевых условиях их использовали во время гражданской войны в сша.

в годы первой мировой - некоторые подразделения немецкой армии снаряжались нательной броней и усиленными касками. вообще - каски военных в 20 веке - последний привет от  средневековых доспехов.

в стародавние рыцарские времена, в приукрашенном виде боевые доспехи использовались и как турнирные. о парадных тогда никто не слышал)

турнирные доспехи – были особенно популярны в 15 – 16 веках, на закате рыцарства. они были, как понятно из названия, чем то вроде спортивной формы и для боя совершенно непригодными.

внутри они еще более узкоспециализированно делились на доспехи для конных турниров и доспехи для пеших турниров.

парадные доспехи – предназначались для представительских целей. пик их расцвета – 16 век. они были как правило богато украшены и ни на войну ни на турнир одевать их никому в здравом уме и в голову бы не пришло – это была чистая декорация. но стоили они – дороже всех остальных – и вообще были очень дорогими.

как подвид парадного доспеха в 16 веке появляется доспех костюмный – имитирующий одеяния 16 века, или даже античные, что было модно. стоимость здесь была и вовсе фантастической. главная цель такого доспеха – произвести впечатление на окружающих – чтобы глянули – и в обморок попадали от зависти и восторга. если уж денег у владельца было совершенно некуда девать, и находился подходящий мастер, способный на такую работу (что тоже было редкостью) – костюмный доспех мог быть изготовлен так, что обеспечивал реальную защиту на турнире. но позволить себе подобное могли единицы.

и, наконец, существовали так называемые доспешные гарнитуры. это когда один мастер, в одном стиле, для конкретного человека изготавливал доспехи с заменяемыми составными частями, благодаря чему комплект, при некоторых предусмотренных изменениях годился, что называется – и в пир и в мир… тоже – не конвейерной выделки была вещь…

внутри все эти виды делились на множество внутренних стилей и подвидов, но это уже тема не моя.

все представленные в ролике портреты, по моему скромному разумению, относятся к категории парадных. штучно изготавливавшихся под конкретного заказчика, который, собственно, в них и щеголяет на холсте.
и только оливер кромвель изображен в скромном боевом облачении...

в истории моды я не спец - во временной последовательности написания портретов могла промахнуться - но, надеюсь - не на много)

в музыкальном сопровождении использовались произведения стефано ланди - который был известен в основном как оперный композитор и новатор.

музыку выбрала именно эту поскольку она мне понравилась.
на мой взгляд - она неизбито представляет в целом музыку конца 16 - начала 17 века, т.е. она подходит и по времени, кроме того - она лирична. военный марш к доспехам - очень концентрированно. особенно к парадным)



Tags: 16 век, 17 век, живопись, тематические подборки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments