galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Categories:

Век портрета в Смоленской картинной галерее

Оригинал взят у galik_123 в Век портрета в Смоленской картинной галерее
DSCF4198.jpg

Войдя в Смоленскую картинную галерею, поднимитесь на второй этаж, из зала иконописи пройдите в зал русской живописи XVIII века, и вы окажетесь среди портретов. В историю изобразительного искусства в России XVIII век вошёл как век портрета. Важную роль в становении и развитии русского портрета сыграли иностранные художники, приглашённые на службу. Они не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских живописцев. И если сначала главенствовал парадный портрет, то после начал развиваться и камерный психологический портрет.
В этом зале среди других висит портрет юного Павла I - сына Петра III и Екатерины II работы французского художника Жана Луи Вуаля. Изображение великого князя Павла Петровича удивительным образом соединяет и парадность, и камерность. Павел изображен не взрослым человеком с чертами ребенка, а, напротив, ребенком, в предчувствии недетских проблем. С одной стороны, это все-таки парадный портрет, ведь Павел в одежде, подчеркивающей высокий статус, при атрибутах власти - орденах Святого Андрея Первозванного (лента и звезда) и Святой Анны (крест). С другой стороны, в нем чувствуется детская незащищенность. Портрет выполнен в однотонной приглушенной серебристой гамме.

x-025.jpg
Вуаль Жан Луи, "Портрет Павла I в юности". 2-я половина XVIII века

Жан Луи Вуаль (1744-1806) родился он в семье парижского ювелира, и, хоть учился живописи в Королевской академии, но на родине популярностью  как художник не пользовался. А в Россию и вовсе приехал как актер. Однако в 1770-е годы слава о нем как о незаурядном портретисте стала распространяться. Уже в 1780-м Жан Луи Вуаль стал придворным художником великого князя Павла Петровича. Проработав в России более 30 лет, художник в 1795 году вернулся во Францию, где выставлял свои произведения в Парижском салоне. После прихода к власти императора Наполеона Бонапарта Вуаль снова вернулся в Петербург.
Еще один шедевр, украшающий этот зал и обращающий на себя внимание, но уже кисти русского художника, - портрет князя Адама Чарторыжского. Он написан Степаном Щукиным в 1808 году. Князь Чарторыжский, самоуверенный и изысканный, наделен в портрете чертами романтического героя. Отсюда и особый лоск, и вызов байронического героя, готового отречься от себя ради идеи, которая будет признана им достойной. Немалое значение для создания образа имеет и одежда князя, и серебристо-оливковая цветовая гамма картины.

x-026.jpg
Щукин Степан Семенович, "Портрет князя А.А.Чарторыжского". 1808 г.

Начало XVIII века в русской культуре было временем зарождения романтизма как художественного направления. Созданию романтического образа способствовали и обстоятельства жизни Адама Чарторыжского. Польский князь был видным политическим деятелем эпохи Александра I, несколько лет подряд занимал при русском дворе пост министра иностранных дел. Однако портрет был написан в то время, когда князь, уже разочаровавшись в действиях русского императора, стремился отойти от службы при дворе, ограничив свою деятельность только тем, что касалось интересов Польши.
Степан Семенович Щукин (1762-1828) – один из крупных мастеров русской портретной живописи конца XVIII - первой четверти XIX века. Образование он получил в петербургской Академии художеств, где по праву считался одним их самых талантливых и многообещающих учеников. С 1788 года Щукин сам довольно долгое время руководил классом портретной живописи в академии. Академиком стал в 1792 году, а в 1802-м был назначен советником академии художеств. Именно Щукин, как художник и педагог, во многом определил пути развития портретного жанра в русском искусстве на многие десятилетия вперед.

DSCF4197.jpg


Третий портрет, выделяющийся среди торжественных и благостных лиц и притягивающий взгляд, - это "Портрет мальчика А.В. Яковлева" кисти Тропинина. В этом портрете неизвестного Яковлева всё внимание художника устремлено на лицо, светящееся сквозь темные краски фона и одежды. Лицо, написанное прямо по центру, контрастно светлое. Создается впечатление, что на полотне нет ничего, кроме пары напряженных глаз подростка.

x-024.jpg
Тропинин Василий Андреевич, "Портрет А. В. Яковлева в детстве". 1844 г.

Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных графа А.С. Миниха. Потом в качестве «приданого» дочери графа был передан во владение графу И.И. Моркову. Несмотря на проявившейся в детские годы интерес к рисованию, юношу отдали в ученики петербургскому кондитеру. Однако все-таки он украдкой умудрялся посещать бесплатные рисовальные классы при Академии художеств. В 1799 году владелец всё-таки определил его "посторонним учеником" к  С.С. Щукину, но быстро отозвал его на Украину, где в имении нужен был срочно кондитер и лакей. А кроме этого, нужно было расписать местную церковь и заняться копированием картин. Там Тропинин пробыл почти безвыездно с 1804 по 1821 год. Вольную крепостному художнику дали только в 1823 году.


DSCF4195.jpg

Основу музейной коллекции русской живописи XVIII-XIX веков в галерее составляют произведения, поступившие в 1920-30-е годы из национализированных поместий Смоленской губернии, а также фондов Государственной Третьяковской галереи, Румянцевского музея и Цветковской галереи.
Информация с сайта http://www.smolensk-museum.ru/

Tags: 18 век, живопись, музеи
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments