galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Categories:

Русский авангард в Смоленской галерее

Оригинал взят у galik_123 в Русский авангард в Смоленской галерее
DSCF4243.jpg

По коридору второго этажа наконец направляемся в зал русского авангарда - с большим интересом и в ожидании новых открытий. И ожидания наши оправдались, как только мы вошли в этот зал и почувствовали, что картины этого скандального в своё время русского авангарда ещё и теперь обладают сильной энергетикой. Захваченные увиденным, отсняли почти все картины. Зал, в общем-то, небольшой, но мы всё ходили по кругу и никак не могли из него выбраться.

В начале ХХ века художественная жизнь в России решительно переменилась и на сцену вышел русский авангард. Искусство уже не рассматривалось как непосредственное отражение действительности. Русские художники объединялись в новые союзы "Голубая роза", "Бубновый валет" - уже одни названия, чего стоят. Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Илья Машков, Александр Куприн, Василий Рождественский искали новые живописные приёмы. Все эти молодые в то время художники представлены в экспозиции Смоленской картинной галереи. Триумф русского авангарда был немыслим и без участия женщин-художников Любови Поповой и Наталии Гончаровой. И нам повезло, что работы этих художниц, часто представляющие русский авангард в мире, оказались на своём родном месте.

DSCF4266.jpg


Вот эта знаменитая картина Любови Поповой - настоящий живописный эксперимент. В ней художница раскладывает пространство и объекты на геометрические фигуры, чтобы они начали двигаться и вращаться и превращает статику - в динамику.

DSCF4247.jpg
Любовь Сергеевна Попова (1889-1924). Дама с гитарой, 1915

На стене напротив висят два пейзажа Смоленска не очень известного художника Чеслава Стефанского. В 1918-1922 годы Стефанский работал в Смоленске. В то время он участвовал в выставках вместе с Казимиром Малевичем, был одним из ведущих художников Смоленска, потом Ельни, в 1922 году переехал в Москву.

DSCF4255.jpg
Чеслав Казимирович Стефанский (1889-1942). Смоленск. Фонари зажигаются


DSCF4270.jpg
Чеслав Казимирович Стефанский (1889-1942). Смоленск.Сумерки

А на стене между этими работами экспонируются картины Лентулова, Рождественского, Цапенко и Грищенко.
.
DSCF4250.jpg


Дальше, по порядку - разноцветный радостный мир Аристарха Лентулова в "Городском пейзаже".

DSCF4257.jpg
Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943). Городской пейзаж, 1918

Рядом - пейзажи Рождественского.

DSCF4252-1.jpg
Василий Васильевич Рождественский (1884-1963). Азия. Женщина в парандже, 1926


DSCF4251.jpg
Слева - Василий Васильевич Рождественский. Зима, 1918-1920. Справа наверху - Борис Михайлович Цапенко (1863-1941). Автопортрет, 1930-е.  Внизу - Алексей Васильевич Грищенко (1883-1977). Крепость в Ассизи, 1913

В центре зала ...

DSCF4245.jpg



DSCF4246.jpg
Александр Васильевич Шипицин (1897-1943). На улице (два мопса), 1929


DSCF4246-1.jpg
Георгий Михайлович Шегаль (1889-1956). Автопортрет, 1920

Справа  на стене видна ещё одна картина, которой гордится Смоленская галерея - работа Натальи Гончаровой.

DSCF4254.jpg


Наталья Гончарова черпала вдохновение в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах. Особенностью ее живописи тоже был постоянный эксперимент.

DSCF4248.jpg
Наталья Сергеевна Гончарова (1883-1962). Натюрморт (свёртки и каменная баба),1910-1911

Другой ракурс... и видим картины Машкова и Куприна.

DSCF4258.jpg


Женский портрет - одна из программных работ Машкова досоветского периода. Машкову, набравшемуся жизненного опыта в лавках у торговцев,  эстетика вывесок и городского наивного искусства особенно близка.

DSCF4259.jpg
Машков Илья Иванович (1881-1944).  Женский портрет, 1912-1914


DSCF4259-1.jpg
Александр Васильевич Куприн (1880-1960). Мост

Рядом с этими работами слева висит портрет кисти Петра Кончаловского, одного из основателей, а позднее и председателя "Бубнового валета". Справа на стенде - работы Булычёва и Козьмина.

DSCF4268.jpg



DSCF4267.jpg
Пётр Петрович Кончаловский (1876-1954). Портрет адвоката Бориса Брауна


DSCF4263.jpg
Александр Павлович Булычёв (1894-1946). Магнолии, 1930


DSCF4262.jpg
Михаил Иванович Козьмин (1894-1950). Портрет жены художника,

Молодые мастера были склонны к эпатажу, так Роберт Фальк провоцирует публику уже одним названием своей картины. Он использует некоторые приемы "вывесочного" примитива. В лубочной манере написаны цветные мазанки провинциальной улицы, фигура человека, стадо свиней.

DSCF4261.jpg
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958). Пейзаж со свиньями, 1912

Картина "Мираж в степи" в числе произведений, знаменующих высший расцвет таланта Кузнецова. Художник будто случайно увидел все эти образы, фигуры, предметы. Они такие неясные, что, кажется, привиделись ему.

DSCF4260.jpg
Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968). Мираж в степи, 1913

И в конце - два чудесных портрета, уже 30-х годов...

DSCF4264.jpg
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958). Портрет молодого мужчины, 1930


DSCF4273.jpg
Михаил Львович Гуревич (1904-1943). Портрет девушки, 1930-е

Tags: 20 век, Россия, живопись, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments