sarmata (sarmata) wrote in history_of_art,
sarmata
sarmata
history_of_art

Category:

Хариты (Грации)

"В Афинах перед входом в Акрополь стоят хариты, и там их тоже три, и перед ними совершают таинства, присутствовать при которых не всем дозволяется ... Сократ, сын Софрониска, изваял статуи харит. Все эти хариты одинаковы - все одеты. Но позднейшие художники, не знаю почему, изменили их вид, и в мое время как в скульптуре, так и в живописи харит изображали обнаженными" (Павсаний, IX, 35, 3 и 7).

Создание скульптурной группы трех харит, скорее всего, приписано философу Сократу по недоразумению. Известно, впрочем, что он был сыном скульптора.

Хариты (греч. Charitai) - богини красоты, радости и женской привлекательности, первоначально были связаны с земледельческим культом плодородия. Имена харит, их число и просхождение в различных мифах различны. По наиболее распространенной версии их три - Эвфросина ("благомыслящая"), Аглая ("сияющая") и Талия ("цветущая"). Они считались дочерьми Зевса и океаниды Эвриномы (по другой версии: Гелиоса и Эглы). Хариты сопровождали Аполлона, Гермеса, Афродиту, Диониса и других богов, и принимали участие в их увеселениях.

У римлян харитам соответствовали грации.

Обычно хариты изображались обнаженными. Многочисленные римские статуи, рельефы, мозаики и фрески, изображающие трех обнявшихся харит, восходят к эллинистической скульптуре.


Хариты. Мраморная скульптурная группа из Кирены. 3 век до н.э. 


Скульптурная группа римского времени из музея в Анталии (Турция).


Образ харит был популярен у художников эпохи Ренессанса, барокко и классицизма. К нему обращались Боттичелли, Рафаэль, Корреджо, Тинторетто, Дюрер, Рубенс и другие мастера.

Между Грациями с помпейской фрески 2 века до н. э. и Грациями Рафаэпя более полутора тысяч лет. Рафаэль не мог видеть помпейской фрески, но пользовался одним из многочисленных римских повторений этого сюжета.

Мозаика из Помпей. 2 в. до н.э. 

 
Рафаэль Санти. 1505 

 
Рубенсовских "граций" целлюлит явно не смущает. Представления о женской красоте с тех пор сильно изменились.

Питер Пауль Рубенс. 1639


"Танец харит".
Антонио Канова. 1799. Темпера на бумаге


"Три грации при сильном ветре". Сатирический рисунок.
Джеймс Гильрей. Гравюра. 1810


С этой скульптурой у меня связано забавное воспоминание. Сколько себя помню, на шкафу в спальне стояла фарфоровая статуэтка из бисквита - уменьшенная копия "Трех граций" Кановы. Потом ее забрала тетя, вернувшаяся с Севера и принявшаяся обставлять свою квартиру антиквариатом. К ней в гости приехал муж, простой сибирский медведь. Увидев статуэтку, он ужасно рассердился. "Разве ты не видишь? Это же лесбиянки!!!" - заревел он. Стоило большого труда объяснить ему, что это "произведение искусства". Через какое-то время к грациям присоединилась столь же легкомысленная группа "Амур и Психея", но "медведь" уже был отдрессирован.

Антонио Канова. 1813-1816 
 

Жан Жак Прадье. 1831


Эдвард Берн-Джонс. Уголь и пастель на коричневой бумаге. 1890-1896
Tags: тематические подборки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments