galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Category:

Итальянская живопись в Смоленской картинной галерее

Оригинал взят у galik_123 в Итальянская живопись в Смоленской картинной галерее
Z-2180.jpg
Справа на стене - итальянский художник конца XVI - начала XVII веков. Портрет военачальника. Холст, масло

Итальянская живопись представляет собой наиболее ценную часть смоленского собрания западноевропейского искусства. Основа коллекции - произведения, попавшие в музей из многочисленных национализированных имений Смоленской губернии. Немало экспонатов поступило из Государственного музейного фонда и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в 1920-1930-х годах.

x-250.jpg


В экспозиции Смоленской галереи представлен ряд произведений итальянских художников XVI века. Среди них - картина "Рождество Христово". Авторство её и время создания точно не установлены. В Смоленск она поступила из богатейшего собрания Барышниковых. Хрестоматийный Евангельский сюжет: Мария, Иосиф, пастухи, ангелы приветствуют новорожденного Спасителя. Они сложили руки в молитвенном поклоне. Взгляды сходятся в яслях, где лежит Богомладенец. Чёткий рисунок и совершенная композиция характерны для художников высокого Возрождения.

x-265.jpg
Неизвестный итальянский художник XVI века. Рождество Христово - в центре. Справа - итальянский художник XVI века. Дева Мария

В XVII веке в итальянской живописи стал складываться стиль барокко. Бернардо Строцци (1581-1644) известен по прозвищам Каппуччино и Священник из Генуи. Во время учёбы в Генуе, под воздействием творчества Питера Пауля Рубенса, художник приобщился к живописи барокко, испытав в дальнейшем влияние Караваджо. Решив посвятить свою жизнь Богу, стал монахом, но вскоре бежал из монастыря в Венецию. Бернардо Строцци был одним из талантливых мастеров XVII столетия, живопись художника оказала большое влияние на мастеров Венеции последующего времени.
"Святая Маргарита" написана в лучших барочных традициях: с динамизмом композиции, аристократичностью и незаурядностью сюжета. Сюжет картины - одна из Библейских историй: Святая Маргарита благодарит Бога за чудесное спасение. Она оказалась целой и невредимой после того, как язычники бросили её в пасть сатаны, явившемся в образе дракона. Но так как из рук христианка не выпускала крест, дракон вынужден был извергнуть её. Эмоции художник передаёт при помощи точно найденного выразительного жеста.

x-259.jpg


Маргарита (в православной традиции Марина) родилась в Антиохии (Малая Азия) и была дочерью языческого жреца Эдессия. Выгнанная отцом из-за принадлежности к христианству, дева поселилась в полях вместе со своей кормилицей и её стадами. Олимврий, римский префект, увидел Маргариту-пастушку и предложил ей брак при условии, что она отречётся от Христа. Отказ Маргариты привёл к тому, что её жестоко пытали и в 304 году убили.

Z-2181.jpg
Строцци Бернардо. Святая Маргарита

Имя неаполитанского художника Сальватора Розы (1615-1673) окружено многочисленными легендами, рожденными романтическим характером его творчества, смелостью бунтарских взглядов. Он был не только живописцем и гравёром, но и поэтом, музыкантом, актёром. Роза, прежде чем заняться живописью, получил хорошее образование в иезуитской коллегии, где изучал латынь, историю, античную и итальянскую литературу. На характер живописи Розы повлияли Караваджо и Рибера. Влияние Сальватора Розы на современное итальянское искусство было очень значительным. Он имел многих последователей, подражавших его манере. Своего предшественника увидели в Розе и многие европейские мастера романтизма.

x-252.jpg


"Пейзаж с водопадом" - излюбленный сюжет художника. Он передает характерные особенности неаполитанской природы: горы, скалистые берега, бескрайное морское пространство с парусниками, силуэтами башен и маяков, фигурками моряков и рыбаков. Художник придаёт всему романтизированный облик. Пейзаж отличается мрачным, буровато-свинцовым колоритом.

Z-2179.jpg
Роза Сальватор. Пейзаж с водопадом


Z-2173.jpg
Аньоло Бронзино (?) (1503-1572). Флорентийская школа. Портрет Козимо Медичи, дерево, масло

Одним из новаторов итальянской живописи конца XVII - первой половины XVIII века по праву считается Джованни Антонио Пеллегрини (1675-1741). Как живописец он сложился в венецианской среде. Смоленская картина "Юдифь с головой Олоферна" относится скорее к позднему периоду жизни Пеллегрини, после того как художник поработал в Австрии и Германии - замке Мангейм в 1737 году. Работа этого художника долгое время считалась единственным живописным произведением в нашей стране, пока недавно французские искусствоведы не установили авторство еще двух его работ в других музеях России.

x-249.jpg


Сюжет взят из Ветхого завета. Молодая вдова решает спасти родной город Ветилуй, осажденный войсками ассирийского полководца Олоферна. Надев свое лучшее платье, она вместе со служанкой, рискуя жизнью, отправляется в военный лагерь врага. Полководец, увидев прекрасную женщину, устраивает пир в ее честь. Оставшись наедине с Олоферном, Юдифь отрубает голову уснувшему военачальнику и возвращается в свой город. Ассирийцы терпят поражение. Картина полна барочного динамизма.

Z-2178.jpg
Джовани Анторио Пеллегрини. Юдифь с головой Олоферна

И в заключение - картина незвестного итальянского художника XVI века "Мадонна".

x-251.jpg


x-258.jpg

Tags: Италия, Россия, живопись, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments