vittasim (vittasim) wrote in history_of_art,
vittasim
vittasim
history_of_art

Categories:

"Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ" Часть II

Продолжаем путешествие по выставке "Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ"  Начало - здесь http://vittasim.livejournal.com/170083.html


Гвидо Рени «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» около 1640 х.м. Фонд Роберто Лонги

Рени Гвидо родился 4 ноября 1575 в итальянском городе Кальвенцано. Живописи мальчик начинает учиться в девять лет, поступает в Академию братьев Карраччи. Затем он начинает осваивать технику фресковой живописи и с 1602 года начинает зарабатывать себе на хлеб, украшая фресками церкви и дворцы. В первый период своей деятельности Рени примкнул к господствовавшему тогда в итальянской живописи натуралистическому направлению, причём, подобно другим ученикам Карраччи, подпал в сильной степени под влияние Микеланджело да Караваджо. Это влияние особенно заметно в картинах Г. Рени, написанных в Риме, куда его пригласили после окончания Академии. Но все же влияние Караваджо не было преобладающим в творчестве художника, вскоре у него сложился свой собственный стиль. В 1619 году Рени занимает пост главы Болонской академии, а в 1629 году становится главой Академии св. Луки. Умер Рени Гвидо в Болонье 18 августа 1642 года.
На картине Гвидо Рени Христос и Иоанн Креститель изображены маленькими детьми, один из которых символически передает другому голубя — знак мира и символ Святого Духа. Мадонна поддерживает делающего шаг навстречу Крестителю младенца, ее одеяние прихотливыми и эффектными складками ниспадает на пол. Все это происходит в светлом и спокойном условном интерьере, и сама сцена наполнена поэтическим чувством переживания момента.


Карло Сарачени. Портрет кардинала Раньеро Капоччи. 1613-1616. Фонд Роберто Лонги Флоренция.

В первой части рассказа о выставке "Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ" http://vittasim.livejournal.com/170083.htmll были представлены картины Карло Сарачени «Нахождение Моисея» и «Юдифь с головой Олоферна». Карло Сарачени изобразил кардинала Раньеро Капоччи (1180-1250), более известного в литературе как Райнер ди Витербо или даже Райнер фон Витербо. В историю он вошел как первый кардинал-воин, юрист, архитектор и музыкант.


Дирк ван Барбюрен «Взятие Христа под стражу». Сер. 1610г Фонд Роберто Лонги Флоренция.

Дирк (Теодор) ван Барбюрен (ок. 1595 года— 21 февраля 1624 года) — голландский живописец эпохи барокко. Основатель и один из крупнейших представителей утрехтской школы караваджизма. Родился в местечке Вийк бий Дурстеде в окрестностях Утрехта. Отец занимался коммерцией и финансами, семья имела достаток и высокий социальный статус. Основатель и один из крупнейших представителей утрехтской школы караваджизма. В 1611 году ван Бабюрен вступил в гильдию художников Утрехта, что дало ему право на профессиональную деятельность. В 1612 году уехал в Италию. В Италии ван Бабюрена привлекло новаторское искусство Караваджо, под влиянием которого окончательно сложился его собственный творческий почерк. Первой работой, выполненной ван Бабюренем в Риме, была композиция «Взятие Христа под стражу» (из фонда Лонги), написанная по заказу Педро Куссиды, торгового представителя испанского короля в Риме. В Риме художник нашел себе покровителей в лице Педро Куссиды и маркиза Джустиниани. В 1620 году художник возвращается в Нидерланды и открывает свою мастерскую в Утрехте.
Ван Барбюрен изображает сюжет из Писания - Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду. Петр, бывший его первым учеником, ударил раба первосвященника по имени Малх и отрезал ему ухо, а потом это ухо будет возвращено на прежнее место. «Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Евангелие от Иоанна 18:7-18:11)



Валантен де Булонь «Отречение святого Петра» до 1620г Фонд Роберто Лонги. Флоренция. Происхождение – в собрании Витторио Фрашионе, в собрании Лонги не раньше конца 1950х

Валантен де Булонь ( 3 января 1591 — 19 августа 1632), имя от рождения Жан Валантэн или Валантен)— французский художник эпохи барокко, один из лучших французских караваджистов, сын художника по стеклу. В ранней молодости прибыл в Италию, уже хорошо умея владеть кистью. Валантен чувствовал сильное влечение к живописи Караваджо и, подобно Караваджо, не был способен ни на какую идеализацию, признавал только живопись с натуры и брал себе в модели людей грубого разряда. Итальянцы считают Валантена лучшим последователем Караваджо и причисляют его к своим художникам Римской школы. Пуссен не оказал большого влияния на Валантена, но тем не менее рекомендовал его тогдашнему покровителю искусств в Риме, кардиналу Барберини. Некоторое время Валантен писал картины религиозного содержания, оставаясь и в них верным принципам Караваджо и своей натуре: его священные фигуры нисколько не идеализированы. Довольно скоро художник расстался с сюжетами религиозного содержания, и стал писать фигуры воинов, нищих, людей, пристрастных к вину, картежной игре, падших женщин и т. п.
На выставке представлены две работы Валантена де Булоня на один сюжет – «Отречение святого Петра». Работа из Фонда Лонги более ранняя, предположительно написана до 1620 года. «Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал». (Евангелие от Луки, 22:55-22-62).
Последователи Караваджо часто обращались к этому сюжету, дававшему возможность в рамках евангельской темы показать жанровую сцену народной жизни в характерной любстановке таверны. Сюжет позволял также развить некую драматургию, соединив внутри одной сцены разные эпизоды: один – относящийся к евангельскому повествованию и второй – представленный группой игроков в кости. Мощная каменная плита, служащая игрокам столом, украшена составленным из двух частей терракотовым барельефом, который в прошлом находился в Паллацо Фарнезе, оттуда перешел в коллекцию римского банкира Кампани, а теперь хранится в Лувре.


Маттиа Прети «Концерт»1630 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

В первой части рассказа о выставке "Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ" http://vittasim.livejournal.com/170083.htmll была представлена картина Маттия Прети "Сусанна и старцы".
Необыкновенная, сразу привлекающая к себе внимание работа Маттиа Прети «Концерт» (1630-е гг.) выполнена в сумрачной и изысканной цветовой гамме и фокусирует внимание зрителя на пустом пространстве между тремя пребывающими в тени и застывшими музицирующими фигурами с мертвенно-бледными зеленоватыми лицами. Популярный и широко распространенный в живописи того времени мотив музыкантов переосмыслен здесь в почти пугающем и потустороннем ключе: музыка перестает звучать и сменяется холодным напряженным молчанием, а единственным средством общения друг с другом и со зрителем для персонажей картины становятся молчаливые взгляды. В Эрмитаже есть подобная картина Миттиа Прети


Хуан Рибера, «Спаньолетто» «Святой Филипп». 1611-1613 Фонд Роберто Лонги Флоренция

Хосе или Хусепе де Рибера по прозвищу Спаньолетто ( «маленький испанец»); 12 января 1591 — 2 сентября 1652) — испанский караваджист эпохи барокко. Вероятно, не позднее 1613 года он перебрался в Италию, где, как принято считать, изучал картины старых мастеров в Парме и Риме. С 1616 года и до конца своих дней жил и работал в Неаполе придворным живописцем испанских вице-королей, позднее входит в Академию св. Луки в Риме. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики.
Состоящая из пяти работ серия «Апостолы» (1610-е гг.) (возможно, это был заказ), недавно отнесенная к творчеству Хусепе Риберы, являет собой показательный пример перенесения приемов караваджизма на национальную почву. Театральные, почти «плакатные» образы апостолов написаны на условном нейтральном фоне и тем еще более подчеркнуты их внутренняя сила и монументальность. Силой своего воздействия они обязаны удачному соединению в них классической пластики все с теми же выигрышными приемами Караваджо.

С ранней юности Филипп был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Св. Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Христос пришел в пределы Галилейские и нашел Филиппа. "Иди за Мною", - сказал ему Господь. По первым же словам Христа, обращенным к нему, Филипп уверовал, что Он - истинный Мессия, о Котором говорили пророки. Всей душой внял Филипп призыву Господа и последовал за Ним. Как достойный ученик, Филипп был избран Господом в число 12 Апостолов


Хусепе Рибера «Святой Варфоломей» 1611-1613 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Варфоломей — один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане» Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу живьем с помощью ножа для свежевания мясной туши, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Альбане, что в Великой Армении»


Хуан Рибера, «Спаньолетто» «Святой Павел». 1611-1613 Фонд Роберто Лонги Флоренция

Апостол Павел первоначально не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.



Хуан Рибера, «Спаньолетто» «Святой Фома». 1611-1613 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!». Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа. Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.


Хусепе Рибера «Спаньолетто» «Святой Фаддей» 1611-1613 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Иуда Фаддей — согласно Библии — один из 12 апостолов, брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы. Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки и от Иоанна; а также в Деяниях Апостолов. В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды — предателя. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана. В западноевропейском искусстве атрибутом Иуды Фаддея является анахронистичная алебарда.



Гаспаре Траверси «Служанка».нач. 1750 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция
.
Гаспаре Траверси (1722 или 1723, Неаполь —1770, Трастевере, Рим) — итальянский художник эпохи рококо.  Гаспаре Траверси является одним из самых тонких неаполитанских художников XVIII в. Его искусство абсолютно оригинально и основывается на смелых поисках повествовательной и психологической выразительности. Он развивает традицию неаполитанской школы и караваджизма раннего сеиченто. Траверси, как художник, был почти полностью забыт вскоре после своей смерти в 1770 году и вновь открыт уже в 1920-е годы итальянскими историками искусства. В настоящее время известны около 200 его картин — как правило, религиозного содержания, жанровые полотна, а также портреты. Из этих 200 работ 18 подписаны художником, на 10 указана также дата создания. О жизненном пути Г. Траверси известно крайне мало. Родился в многодетной семье, был старшим из 8 детей Доменико и Маргериты Траверси. Уроки рисования брал в мастерской известного неаполитанского художника Франческо Солимены. В 1742 году в Неаполь приезжал генеральный викарий ордена францисканцев, фра Рафаэлло Росси да Луганьяно, ставший на долгие годы покровителем и постоянным заказчиком Г. Траверси. В 1748 году художник приехал в Рим, в 1752 переселился в этот город окончательно и жил в римском районе Трастевере, за Тибром. Как великолепный портретист, уже в Риме он приобрёл значительное число приверженцев своего художественного стиля среди высших кругов церковных властей Папского государства.
Небольшая картина Служанка из Фонда Лонги, подкупающая непосредственностью и обаянием образа кокетливой молодой девушки, создана в зрелые годы, когда, покинув Неаполь, художник переехал в Рим.



Гаспаре Траверси «Школа мальчиков» конец 1740г х.м. ГМИИ им.А.С.Пушкина

 В собрании ГМИИ со дня основания находятся парные композиции Урок рукоделия и Школа мальчиков раннего периода его творчества (в прошлом эти работы входили в коллекцию семьи Брокар, владельцев знаменитой московской парфюмерной фабрики).
Это две парные картины Гаспара Траверси, изображающие школу мальчиков и школу девочек, почти карикатурные, почти сатирические изображения, на которых описаны театральные взаимоотношения этих мальчиков и девочек. Кто-то на кого-то ябедничает, кто-то за кем-то подсматривает, кто-то целует руку учителю… Но в этом во всем очень много натурной наблюдательности, хотя есть и театрально-постановочный момент,


Гаспаре Траверси.Школа рукоделия.Конец 1740-х. ГМИИ им.А.С.Пушкина


Гаспар Траверси «Старуха, греющая руки над жаровней» 1750е ГМИИ им.А.С.Пушкина

«Старуха, греющая руки над жаровней» была приобретена в 2014 году у частного лица в Москве. Принадлежность работы кисти Траверси установлена Викторией Эммануиловной Марковой. На это указывали, как и тема картины и характер композиции, так и манера письма и высокий художественный уровень произведения. Среди работ художника весьма многочисленную группу составляют небольшие полотна жанрового характера с полуфигурными изображениями чаще одного, реже- 2х персонажей, как правило, с аллегорическим либо назидательным подтекстом.



Витторе Гисланди фра Гальгарно «Портрет юного художника в берете». Нач. 1730 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Витторе Гисланди [Фра Гальгарио] (1655 — 1743) принадлежит одно из ведущих мест в искусстве века Просвещения. Художник, имевший духовное звание, был примечательной личностью. Сын живописца из Бергамо стал монахом сначала монастыря Святого Франциска в Венеции, где пробыл с 1670 по 1687 и с 1693 по 1701 годы, а затем монастыря Гальгарио близ Бергамо (здесь он и похоронен). Гисланди был образованным человеком, увлекался живописью сначала как дилетант, но потом стал заниматься ею профессионально, беря уроки у мастеров Бергамо, а затем у С. Бомбелли, известного портретиста области Венето конца XVII века. Гисланди избрал для себя жанр портрета, который с наибольшей полнотой раскрыл черты человека века Просвещения. Как сообщает в Жизнеописаниях биограф художников Бергамо Ф. Тасси, Гисланди вел аскетический образ жизни, чем объясняется незначительное число женских портретов в его творчестве. Действительно, среди моделей Гисланди больше венецианских патрициев, миланских аристократов, людей, близких художнику — живописцев, скульпторов, ученых-эрудитов, аббатов, молодых учеников-подмастерьев. Каждый созданный им образ неповторимо индивидуален. Гисланди показал ум, добродетель, достоинство, мир индивидуальных интересов, творческий труд на благо процветание отечества своих моделей. Одни из них были чопорны и скованны, другие — более раскрепощены, открыты, но каждый интересен своим миром чувств, в который пристально вглядывался художник, наделенный дарованной ему веком свободой в оценке мира и человека..

Портрет юного художника в красном берете выполнен в тонкой и безупречно выверенной красочной гамме с высочайшим техническим мастерством (которое особенно заметно в передаче различных фактур ткани), он сразу же подкупает своей непосредственностью. Данная в момент мгновенного, неожиданного оборота фигура и обращенный прямо на зрителя взгляд складываются в такой образ, который позволяет говорить с ним без посредников, глубоко и открыто.

http://issuu.com/egtypo/docs/caravaggisti_issuu
http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=577
http://thezis.ru/pod-znakom-karavadzho.html Thezis.ru Гуманитарные дискуссии
http://m.echo.msk.ru/blogs/detail.php?ID=1625008
http://www.colta.ru/articles/art/9298
http://mayak-parnasa.livejournal.com/522764.html
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/caravaggio/markova/index.php
Энциклопедия мировой живописи. СостТ.Г. Петровец, Ю.В. Садомова М. ОЛМА – ПРЕСС, 2001
Tags: 18 век, выставки, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments